Художник Александр Тимушев из Ухты: Профессия пожарного повлияла на творчество
Художник создал свой стиль "неклюжизм"
Ухтинец Александр Тимушев - художник и сотрудник пожарной охраны города. Его творческий псевдоним - Ас. Морт. О совмещении профессии и призвания, о стиле и многом другом он рассказал в интервью "БНК".
Александр Тимушев - член Творческого Союза художников России, участник городских и республиканских выставок. Его работы представлены на мероприятиях Коми объединения молодых художников "Форма", международной выставке финно-угорских художников в Сыктывкаре, на UGRICULTURE 2000 в Хельсинки. Он также внес лепту в облик Ухты, приняв участие в реставрации памятника Пушкину.
Вас многие узнают по псевдониму Ас. Морт. Откуда он и как давно появился?
Ас. Мортом я подписываюсь с 1992-ого. В переводе с коми это значит «свой человек». Это своеобразная дань корням, от которых я на протяжении жизни уходил все дальше, все меньше общался на родном коми языке. И этим псевдонимом я как бы напоминаю о том, что я все-таки «свой».
Самое яркое воспоминание о первых шагах в изобразительном искусстве?
Мне было 11 лет. В школе задали нарисовать что-то по мотивам басен Крылова. Выбрал «Волка и ягненка» и стал срисовывать иллюстрацию из книги. Особенно заворожила хищно изогнутая волчья лапа на картинке: очень хотелось передать этот изгиб. За этим меня застала мать, тоже художник. Думал, за копирование отругает, но она отвела в художественную школу. С этого и начался мой творческий путь, с которого хоть и пытался сойти поначалу, но вновь возвращался.
Где берете сюжеты для своих картин?
Из жизни и из головы, из снов. Я всегда записываю какие-то приходящие на ум мимолетные идеи, зарисовываю образы, храню эти записи до лучших времен. А когда появляется свободное время сесть за холст, часто бывает, что ничего не идет на ум - тогда и доходят руки до тех самых записей. А вообще, сюжеты можно найти везде. Даже у натюрмортов может быть история и подтекст. У меня есть один, называется «Терка чайников». Сначала на глаза просто попались терка и чайники, а потом родилась фраза, которая подтолкнула к созданию композиции.
Александр Тимушев родился в селе Изваиль и каждое лето туда ездил подростком, поэтому на его картинах – и сцены из деревенской жизни – к примеру, мытье в бане, и из городских будней – строительство ледовых скульптур на Первомайской площади Ухты.
Трудясь в пожарной части, Александр занимается и оформительскими работами, а также занимает пост бессменного хранителя единственного в республике ухтинского музея пожарной охраны. В части почти все интерьеры украшены работами Тимушева. Отдельную стену занимают написанные мастером портреты руководителей Ухтинской пожарной охраны. Некоторые приходилось писать по фотографии, признается художник.
Разве писать по фото – не табу для художников?
Нежелательно. По фото зачастую не уловить некоторых черт, глубины, объема. Особенно, если оно сделано со вспышкой. Поэтому если приходилось писать по фотографии, я просил моделей предоставить их в нескольких ракурсах: анфас, профиль. Но обычно у меня не было выбора. А самого первого руководителя вообще пришлось рисовать по крошечной чудом сохранившейся черно-белой старой фотографии. Пришлось просить у знакомого фотографа вытянуть изображение хотя бы на формат А5. Чтобы не искажать цветопередачу, писал портрет в технике гризайль (сепия, серый).
Как вы пришли в пожарное дело и почему именно эта сфера?
Можно сказать, случайным образом. По образованию я учитель черчения и рисования. Выпускник Кировского художественного училища. И по специальности я работал с 1982 по 1997, в том числе преподавал в Ухтинской художественной школе. Но в 90-е в бюджетной сфере стало трудно, а в те годы уже нужно было кормить семью, поэтому по рекомендации бывшего сослуживца пошел работать в пожарную часть.
Профессия пожарного повлияла на ваше творчество, сюжеты картин?
Конечно, появились картины, изображающие будни пожарных. Написанные не только по работе, но и по зову души, с фантазией. Например, в основе одной из картин, висящих в части. Я изобразил горящий дом соседей моего деда в деревне. И пейзаж реальный. Правда, в правой части полотна – фрагмент пейзажа совсем другого.
Узнаваемость ему принесли своеобразные работы в стиле, который сам автор именует «неклюжизм». Он придумал этот термин в 90-х под влиянием матери. Увидев выполненные в этой необычной технике работы, Надежда Егоровна назвала их «какими-то неуклюжими», так и появилось слово «неклюжизм».
Сюжеты – самые неожиданные, часто – с отсылкой к мифологии коми. С налетом мистики написаны сюжеты из будней пожарных. На картине «Пожарюги» они идут сквозь огненную стихию в окружении не всем понятных символов.
Кто работает в пожарной охране, тот поймет. Это условные обозначения со схем тушения пожара. Вот тут изображение пожарной машины, а вот – пожарной лестницы. Они фигурируют и на других работах. Вот, например, на этой, написанной в 2006-ом. Здесь изображены два борющихся коня – красный и синий – символизирующие борьбу огня и воды. У синего на лбу даже цифры 01. Огонь – мистическая, живая субстанция, иногда сложно спрогнозировать, как она себя поведет. Бывает, начинает наступать или отступать в неожиданные моменты. И источник вдохновения, конечно.
Читайте также:
Ухтинский блогер Александр Огарков погиб, препятствуя грабежу в дачном поселке Дмитрий Беляев не сможет стать ректором УГТУ Экоактивисты Ухты вместе с путешественником Диановым очистили реку в парке