Вездеход, "Три птицы" и декоративная урна: ухтинские умельцы трудятся на благо города
Ухтинские мастера рассказали журналисту "PRO город Ухта" о своем необычном хобби, истории создания мастерской, своей дружбе и планах на будущее
Утром они идут на работу, а вечером спешат в свою мастерскую. Четверо друзей уже несколько лет все свое свободное время посвящают необычному творчеству - они занимаются резкой по металлу на станке, который сделали своими руками. Долгое время мастера оставались в режиме инкогнито, а чуть больше двух месяцев назад создали аккаунты в социальных сетях, где показали свои необычные работы. Сейчас Павел Калмыков, Николай Петровец, Павел Чмель и Феликс Бикбулатов трудятся над созданием новых арт-объектов, которые украсят Ухту и пригород. Кстати, вы можете увидеть работу мастеров на Набережной Газовиков. Там располагается арт-объект "Три птицы".
Самый интересный заказ - "Три Птицы" от Юрия Лисовского из Сыктывкара. Это композиция для скульптурного симпозиума "Север в трех измерениях". Сделали ее мастера буквально за два вечера. Работа тонкая - металл 8мм, 1600 пробитии. Очень довольны результатом, - рассказал журналисту "Pro Город Ухта" Павел Калмыков.
Корреспондент "Pro Город Ухта" взял интервью у Павла Калмыкова, идейного основателя мастерской. Павел поделился историей своего увлечения, формирования команды и их совместных успехов.
Начинали мы как небольшой клуб - по интересам и для души. Я давно увлекаюсь механикой - в молодости у меня был мопед и несколько мотоциклов. «Восход», «Юпитер», «Урал» - я их форсировал, так сказать, добавил мощности. В 2001 году я устроился токарем в Центральную ремонтно-механическую мастерскую на шахте №3. По работе у меня были опытные наставники, с ними я научился обработке металла. Безмерно их уважаю. Немало вдохновения привнес мой товарищ и друг, Николай Петровец.
Мы сделали "Ярегу" за полгода на базе модели бортповоротного "Sherp" (РФ). Я занимался конструированием, Николай - слесарной работой. Проект был не из легких, да и занимаемся мы в мастерской все свободное от работы время. Особенно сложно ближе к концу, когда дорабатываются "небольшие" детали, и нет ощущения серьезного прогресса. Работа и достижение поставленной цели приносит удовольствие, но кататься на своем вездеходе, конечно, поинтереснее. "Ярега" до сих пор работает, и скоро вездеходу исполнится 4 года, - с теплотой отмечает Павел Калмыков.
В процессе работы над вездеходом к мастерской присоединился Павел Чмель. Сначала он учился и помогал, чем мог. Потом предложил расшириться и построить новую мастерскую на базе своего уже заложенного фундамента. Строительство началось весной 2018 года. А на испытаниях "Яреги" Павел познакомился с Феликсом - в 2019 году он присоединится к мастерской и будет заниматься конструированием и электроникой.
Интерес к механике был всегда. В детстве ковырялся с велосипедом. С Павлом мы познакомились в 2017 году - нас свел вездеход. Как появилась возможность приложить руки - так и затесался. Гараж объединяет, - говорит Феликс Бикбулатов.
Осенью 2018 года Павел посетил "Вездеход-Трофи". Сейчас это просто встреча по интересам, но в будущем может получить статус официальных соревновании. Организатор - Алексей Гарагашьян, очень уважаемый в любительских кругах инженер-конструктор. Модель его вездехода стала прародителем "Sherp".
"Вездеход Трофи" - слёт любителей вездеходной техники. На мероприятие приезжают энтузиасты со всей России с разной по концепции техникой. Там проходят гонки, я в роли штурмана вместе с Дмитрием Городушиным заняли первое место. В 2019 мероприятие пропустил, в этом году снова поехал, и вместе с Дмитрием на той же технике снова взяли первое место, - говорит Павел Калмыков.
В начале 2019 года началась работа над вторым вездеходом. 25 сентября машину "обкатали". Времени на ручной труд уходило много. Некоторые детали заказывали, но в процессе работы возникло понимание - можно собрать с нуля оборудование и делать детали на нем. Плазменный станок ЧПУ по металлу станет следующим проектом мастерской. Параллельно Павел прошел обучение и получил сертификат - как специалист по обслуживанию и ремонту вездеходов "Sherp".
Летом мы поехали на обучение, потому что в начале января к нам должен был ШЕРП приехать на обслуживание. Но не приехал, - отмечает Павел.
В январе мастера начали работу над станком. Феликс сделал 3D-чертежи, появилась концепция. Детали приезжали с Кирова, Украины, Америки, Китая. Программное обеспечение - из Воронежа. В июле станок увидел свет, а 21 июля появилось ВК-сообщество мастерской.
КСТАТИ:
Станок плазменной резки с ЧПУ (числовым программным управлением) работает под управлением программных систем в автоматическом режиме. По сравнению с ручной обработкой он обеспечивает высокую точность, скорость и повторяемость работы над изделием. Все нужные работы по металлу такой станок выполняет самостоятельно.
Работа над изделием начинается с шаблона. С ним мастерам помогает знакомая Павла из Петербурга. Готовый шаблон загружается в AutoCad, а программа станка дает точки вырезания, запускает и сама контроллирует процесс пробития. Заготовка вручную обрабатывается шлифмашиной для удаления шлака и грата, затем обезжиривается. Последний этап - нанесение краски.
Мастерская помогла и с благоустройством Яреги, сделав урну. Как признались мастера, это не последний проект, в планах продолжить создавать арт-объекты, которые украсят Ухту и пригород. Сам Павел планирует сконструировать и собрать еще один вездеход, но с принципиально другим механизмом поворота.
Редакция "Pro Город Ухта" желает мастерам достижении творческих целей и оригинальных конструкторских решении!
Читайте также:
Ухта вошла в число лидеров по республике по приросту зараженных COVID-19