"Утопая в снегу" Гид из Коми водит туристов из-за границы по самым экстремальным местам республики
Иностранные путешественники обожают экстремальный туризм в Коми. Уже несколько лет увлечённых с Германии, Швейцарии, Франции, Латвии, Эстонии, Италии и России на плато приводит обаятельный молодой мужчина с широкой душой и неизменным чувством юмора
Столбы выветривания Маньпупунёр в Троицко-Печорском районе Коми - местная достопримечательность, о которой знают практически в любой точке земного шара. Путешественники едут с другого конца планеты, чтобы воочию увидеть многовековые величественные останцы. Посмотреть на которые их водит наш земляк.
О любви к людям, родному краю и своей семье коми-ижемец рассказал журналу «Комсомольская правда-Авиа».
На плато Маньпупунёр ты водишь туристов уже четыре года. Как возникла эта идея?
Точно сейчас даже не помню, у меня было то ли видение, то ли вещий сон — перед глазами исток Печоры и гора Печеря-Тальях-Чахль: невероятный пейзаж и снующие туда-сюда куропатки. Я увидел себя в этих местах и скоро там оказался. Мистика. Мы стали строить в тех местах гостевые деревянные дома для туристов, и я много времени проводил там. А потом как-то раз сам сходил на истоки Верхней Печоры, другой раз знакомым показал. Через какое-то время мои друзья ижемцы попросили сопроводить их в заповедные места и подкинули мысль, что неплохо бы заняться туризмом профессионально. Мне идея понравилась, я увлёкся планированием маршрута и всех деталей. Одним из первых турпоходов был на Крещение — кстати, вода в это время в Печоре святая, даёт силы и энергию.
С тобой на столбы ездит много иностранцев. Откуда ты их берёшь?
Работает сарафанное радио. В феврале 2018 года на меня вышел известный швейцарский фотограф Ролф Гемперле, прочитал про меня в Интернете. В его личном архиве накоплены сотни красивейших фотографий, снятых в Крыму, Салехарде и на Байкале. Мы договорились и готовились к путешествию целый год, дело серьёзное. С группой швейцарцев выехали в январе 2019-го. Это была очень экстремальная поездка. До плато мы так и не добрались — не повезло с погодой: была бешеная оттепель, несколько дней температура воздуха держалась 2С, хотя синоптики раз за разом обещали похолодание. Снега за пару дней выпало больше метра, несколько месячных норм. Мы застряли на Шежиме — кордоне на Печоре. Часть группы я оставил, а с самыми стойкими попытались проехать на снегоходах дальше. Добрались до кордона Ёлма, а тут вообще лето, открытая вода, буруны, ледоход. Два дня, забив на график и сроки, мы пытались проехать вверх по реке, рекорд — 10 километров! Синоптики не обманули: похолодало в тот день, когда мы всё-таки повернули обратно — у ребят уже горели авиарейсы. Но все были так довольны, несмотря ни на что. Это было незабываемо.
Но в итоге кто-то из этой группы добрался в будущем до болванов?
Почти каждый побывал на плато позже вместе со мной. Что касается Ролфа, то он вернулся в Коми уже через месяц. В феврале погода была самое то — морозище -30 С! Когда мы поднялись на Маньпупунёр, фотограф остолбенел от восхищения: солнце-гало, белоснежные столбы, полнолуние. Ролф вспомнил на английском языке все крепкие словечки, какие знал. Сейчас он приезжает каждый год, пытается стать лучше себя предыдущего — каждый раз снимает фото, чтобы создать самый совершенный кадр.
Сильно отличается наше поведение от поведения иностранцев?
Есть немного, но это зачастую очень мило и забавно. В прошлом году зимой из Анси, провинции Франции приезжала пара: руководитель филиала известной крупной компании у нас в России и его супруга — красивая, утончённая, нежная, костры в лесу не про неё. Для мадам тур оказался сложным путешествием. На Шежиме они как-то общались через форточку, я как раз французу показывал, как правильно вещи в санях увязывать, чтобы снег не попал (всё в воде потом было). Она ему мелодично что-то по-французски с перекатистым «р»: «Бертррран, мон амурррр, тужюрррр…». Спрашивала что-то из серии «Милый, ты ещё долго, я скучаю, вещи надо собирать, но я буду ждать тебя вечно». И он ей вторит: «Моди, ма ви, мон шеррр и мур-мур-мур». Я улыбаюсь, перед глазами картинка — у русских был бы совсем другой диалог. Она: «Ты чего, растяпа, так долго копаешься? Ехать надо!» И ответ от нашего русского мужика: «Молчи, … ! Окно закрой, тепло выпускаешь!» Кстати, Бертрану баня на Шежиме очень понравилась, даже пригласил меня к себе тоже построить.
Лёша, каждый мечтает попасть на Маньпупунёр хоть раз в жизни. А сколько раз там был ты?
Не считал. Раз 30, наверно. В уходящем году у меня было 18 групп с июля (из-за пандемии). За лето я скинул 16 килограммов (Только пешая часть тура занимает порядка 40-50 километров за 2-3 дня. — Прим. авт.). Почти всегда на плато и по дороге к нему можно увидеть медведей в естественной среде обитания.
Читайте также:
В Сосногорске оштрафовали службу такси за доставку алкоголя Без госпитализации не обошлось: последствия ужасной аварии в Сосногорске Ухта в лидерах по числу новых заболевших COVID-19 в Коми