Progorod logo

Можно ли стоять под зелёную "стрелку", если нужно ехать прямо - ответил инспектор ГИБДД

28 ноября 05:55Возрастное ограничение16+
фото из архива редакции

На загруженных перекрестках дополнительная секция светофора («стрелка») призвана разгружать потоки, разрешая поворот при основном красном сигнале. Однако она же часто становится причиной конфликтов между водителями. Один из самых спорных вопросов: обязан ли автомобилист, занявший полосу для поворота, начать движение сразу после загорания зеленой стрелки, или он имеет право ждать основной зеленый сигнал?

Законодательная база: что говорят ПДД

Согласно Правилам дорожного движения, водитель, движущийся на разрешающий сигнал дополнительной секции, обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся с других направлений (п. 13.5 ПДД). Однако в ПДД отсутствует прямая обязанность начинать движение немедленно после загорания стрелки, если автомобиль уже занял положение для поворота.

Таким образом, юридически водитель, остановившийся перед стоп-линией, не совершает нарушение, продолжая ожидать. Его обязанность — не выезжать на перекресток на запрещающий сигнал и уступать дорогу приоритетным участникам движения.

Ключевой фактор: знак «Направление движения по полосам»

Оценка правомерности действий водителя зависит от дорожной разметки и знаков. Здесь есть два сценария:

Полоса разрешает только поворот. Если над полосой висит знак 5.15.1 или 5.15.2, указывающий исключительно направление поворота (например, стрелка налево), то водитель, занявший эту полосу, обязан выполнить маневр. Длительная остановка при горящей стрелке в этом случае создаст препятствие для движения и может быть расценена как нарушение.

Полоса разрешает движение прямо и на поворот. Если знак позволяет двигаться в обоих направлениях, водитель имеет полное право оставаться на месте и ждать основного зеленого сигнала, чтобы продолжить движение прямо. Это его законный выбор, хотя и не всегда одобряемый другими участниками движения.

Ситуация без знаков: тонкости и этика

При отсутствии четких указаний «Направление движения по полосам» водитель также не обязан начинать движение под стрелку. С юридической точки зрения он прав. Однако с точки зрения дорожной этики такое поведение часто считается недопустимым, поскольку оно блокирует поток машин, намеренно использующих стрелку для поворота, и провоцирует заторы.

Итог: право есть, но стоит ли им злоупотреблять?

Подведем итог:

Нарушением ПДД является движение на запрещающий сигнал (например, на красный, даже если стрелка зеленая, но вы не уступили дорогу).

Не является нарушением ожидание основного зеленого сигнала в полосе, которая также разрешает движение прямо.

Является нарушением создание помехи транспортному потоку, если вы стоите в полосе, предназначенной исключительно для поворота.

Вывод прост: водитель имеет право ждать, но это право должно быть взвешенным. Осознанное блокирование поворота для других участников движения, даже формально разрешенное, противоречит принципам взаимного уважения на дороге и часто ведет к конфликтам. Гораздо разумнее заранее занять соответствующую вашим планам полосу, пишет автор канала Автовыбор.

Перейти на полную версию страницы

Читайте также: