Какие имена были популярны в СССР: разбор по годам
В Советском Союзе имя было не просто личным идентификатором. Это был диагноз времени, отпечаток эпохи и, если хотите, политический манифест. От суровых православных Матрон до космических Юриев и кинематографичных Анастасий — выбор имени для ребенка рассказывал о стране больше, чем сухие отчеты партийных съездов.
Давайте пройдемся по десятилетиям и посмотрим, как история страны отражалась в детских метриках.
20-е: разруха в головах и в святцахРеволюция грянула, церковь отделили от государства, а государство — от церкви. Казалось бы, сейчас пойдут сплошные Даздрапермы («Да здравствует Первое мая») и Владлены («Владимир Ленин»). Но нет.
Тут советское общество дало трещину не только классовую, но и культурную. Страна разделилась на город и деревню. И если в городах женщины плевались от крестьянских Агафий и Матрен, переименовываясь в Галин и Нини, то в глубинке продолжали крестить детей по старинке.
Экспертная заметка: «В 20-е годы революционные имена были скорее модным экспериментом партийной элиты и творческой интеллигенции. Массы же, особенно крестьянство, оказались очень консервативны. Святцы никуда не делись из народной памяти. Реальное распространение получили лишь те новые имена, которые звучали благозвучно и не выглядели дико, например, Октябрина или Нинель (если прочитать задом наперед — Ленин)», — комментирует историк-антрополог Сергей Никитин.
Итог десятилетия: в городах правят бал Галины, Валентины и Сергеи, а в деревнях по-прежнему молятся на Дмитриев и Алексеев.
30-е: курс на Запад и «Светлана»К 30-м странные аббревиатуры сошли на нет (люди поняли, что с именем Даздраперма жить сложно). Зато СССР прорубил окно в Европу (пусть и техническое). Началась индустриализация, понаехали иностранные специалисты, и в моду вошли имена, которые звучали по-русски, но с иностранным акцентом.
В детских садах Москвы и Ленинграда появились Инны, Жанны, Инги, Эдуарды и Феликсы. Звучало это жутко модно и прогрессивно.
А еще в это время высшее руководство страны вдруг полюбило имя Светлана. Оно казалось исконно русским, древним, хотя на самом деле его придумал поэт Жуковский в XIX веке. Но раз дочку вождя назвали Светланой, значит, и всем остальным можно.
40-е: святые и героиВойна. Самое страшное время, которое переформатировало все — от экономики до детских имен. Надежда страны теперь была не на партию (хотя и на нее тоже), а на Красную Армию и ее командиров.
Дети, рожденные в окопах, в эвакуации или сразу после Победы, получали имена героев. Георгий — в честь Жукова, хотя святой Георгий был под запретом. Александр — в честь Невского (тут Сталин сам реабилитировал древних полководцев) и, конечно, в честь тысяч рядовых Сашек, дошедших до Берлина. Татьяны и Натальи тоже пошли в рост — женские имена, которые ассоциировались с домом и мирной жизнью, за которую воевали.
50-е: имперский ренессансПосле смерти Сталина страна выдохнула, но не расслабилась. Началась оттепель, и вместе с ней — странная ностальгия по величию. Хрущев открывал музеи, храмы понемногу начинали работать, и в обществе проснулся интерес к истории, которую так старательно переписывали.
В моде — имперский шик. Детей снова называют Николаями, Петрами, Елизаветами и Екатеринами. Это звучало солидно. Это звучало как напоминание: Россия была великой и до 1917 года.
60-е: космическая лихорадка12 апреля 1961 года раскололо моду на имена на «до» и «после». Гагарин стал не просто героем, он стал брендом.
Экспертная заметка: «В роддомах 60-х творилось столпотворение. Каждая вторая новорожденная девочка рисковала стать Валентиной (в честь Терешковой), а каждый третий мальчик — Юрием. Имя Юрий в этот период выстрелило так, как не выстреливало никогда. Интересно, что космическая тема дала и вторую жизнь имени Валентин — до полета Терешковой оно считалось немного старомодным», — рассказывает демограф Мария Тихонова.
Космос был наш, и имена должны были это подтверждать.
70-е: битва титановЗастой? Ну, не совсем. В именах 70-х была настоящая конкуренция. Среди мальчиков шла ожесточенная борьба между Сергеями и Александрами. Популярность Дмитриев, Алексеев и Константинов тоже зашкаливала.
У девочек царил матриархат Натальи и Елены. Чуть поодаль держались Анны, Марии и Юлии. Это было время стабильности: страна знала, что завтра будет так же, как сегодня, и имена выбирали красивые, звучные, но без лишнего экстремизма.
80-е: магия экранаВ 80-е моду на имена окончательно захватил кинематограф. Страна подсела на телевизор. Детей называют в честь любимых актеров и персонажей.
К списку хитов добавляются Евгении, Викторы и Денисы. А в конце десятилетия случается настоящий взрыв. Имя Анастасия, которое до этого считалось немного «купеческим», вдруг становится суперпопулярным. И продержится оно в топе аж до конца 90-х и начала нулевых. Виной тому — то ли выход фильма про дочь Николая II, то ли просто магия звучания.
ПослесловиеПосмотрите на свое имя. Если вы Юрий, вам, скорее всего, за 50. Если Екатерина — вы дитя 90-х или нулевых, даже если родились позже. Если Даздраперма — вы либо уникальный уникум, либо ваш папа был ярым коммунистом.
А к какому периоду относитесь вы? И несет ли ваше имя отпечаток времени, в которое вы родились?
Читайте также:
Даже увядающая дряблая кожа скажет "спасибо" за эту маску: старая рабочая хитрость для молодости кожи Зачем на евровилке отверстие посередине: об этом мало кто знает знает - рассказал знакомый инженер Учёные выяснили, каких людей на самом деле любят кошки: не тех кто кормит и балует