Экс-глава Коми Вячеслав Гайзер сделал громкие заявления из-за решетки
- 31 марта 2016
- 6+
- служба новостей progoroduhta.ru
По словам экс-руководителя, "дело Гайзера" ошибочно называют его именем
Экс-глава Коми Вячеслав Гайзер уже полгода сидит в СИЗО "Лефортово". Его арест, как показал один из опросов, стал стрессом для элит. Задержание Гайзера произошло уже того, как за решёткой оказался экс-глава Сахалинской области Александр Хорошавин, и некоторые эксперты их называют звеньями одной цепи (попавшей под "демонтаж управленческой системы"). Хорошавин замкнут, Гайзер - разговорчив и открыт. Mk.ru передал pа решетку вопросы, на которые экс-глава Коми охотно ответил. Портал progoroduhta.ru публикует интервью.
- Не думаете сменить фамилию? Ведь она стала уже нарицательной. Так и говорят «дело Гайзера». Варвара Караулова, которая как и вы, сейчас в "Лефортово" именно из-за своей фамилии предпочла стать Ивановой.
- Фамилию менять не планирую! Она у меня от немцев, которые еще при правлении Екатерины II перебрались и осели в Николаевской области (прим.-область в южной части Украины). После окончания Второй мировой войны моя бабушка была репрессирована, так моя семья оказалась в Коми.
«Дело Гайзера» не о коррупции, и его ошибочно называют моим именем. Сейчас следствие изучает под микроскопом не результаты моей деятельности, а работу «Фонда поддержки инвестиционных проектов республики Коми», который совершал все сделки и управлялся Агентством по управлению имуществом Республики Коми. Агентство входило в структуру одного из министерств Правительства Коми, высшим должностным лицом которой я являлся. Я никак не влиял на работу Фонда.
- И все же смущает даже тот факт, что вас называют одним из самых богатых людей страны. У Вас было изъято 60 кг ювелирных изделий и 150 часов стоимостью от $30 тыс. до $1 млн и коллекция часов… Откуда все это?!
- Относительно изъятого я могу со всей ответственностью заявить, что информация о большой коллекции часов, ценностей и денежных средств – ложь. Действительно, у меня было несколько часов (не коллекция) небольшой стоимости - максимум 2-3 тысячи долларов, а никак не миллионов. Кстати, одни часы мне вернули.
- Что это за часы?
- «Ролекс». Они были на мне во время задержания. Про 60 кг ювелирных изделий тоже враньё. Почему не 100, почему не тонна? Мои адвокаты уже несколько месяцев официально пытаются получить копию протокола обыска, чтобы составить список изъятого, но следователи даже по запросу суда его не предоставляют.
- Как вы сейчас проводите время в СИЗО? И как вы проводили досуг на свободе? Правда, что вы были любителем «царской охоты»?
- Читаю книги, занимаюсь спортом, изучаю материалы уголовного дела, участвую в следственных действиях, встречаюсь с адвокатами. Много времени уходит на переписку с семьей и жителями Коми.
Вот не поверите, но на свободе у меня не было времени на досуг. А если и выпадал выходной день, то проводил его на даче с супругой. Ещё ходил в лес. Поэтому можно сказать, что я любитель «тихой охоты» - собирать грибы.
- Что тяжелее всего переносить в СИЗО человеку, некогда руководившему республикой?
- Учитывая, что я всю жизнь активно работал, самое тяжелое в СИЗО - это отсутствие занятости и общественно полезной деятельности.
- А вот интересно, будучи губернатором вы заглядывали в СИЗО Коми с проверками? Чтобы знать, как живут заключенные в вашем регионе.
- ФСИН является федеральным ведомством, поэтому губернаторские проверки в СИЗО никогда не проводились и не могли проводиться. Но что представляет собой система ФСИН, мне прекрасно было известно, ведь наша республика - это один из первых регионов, в котором начали создавать рабочие места для осужденных.
- Вам избрали самую жесткую меру пресечения, потому что ваша дочь живет за рубежом, и следствие полагало, что вы можете уехать за границу. Как часто вы ее навещали в Великобритании?
- Моя дочь не проживает в Великобритании, это искажение фактов. Она проходила короткое обучение в этой стране, но живет и работает в России. Сам я в Великобритании был однажды на обучении от Министерства экономического развития. Это было задолго до избрания меня главой региона. Кроме справки, в которой указано обратное, никаких доказательств моих намерений скрыться, нет.
- У вас есть недвижимость за границей?
- Нет у меня ничего. И я никогда не собирался скрываться от следствия. Современные технологии позволяют с помощью электронного браслета контролировать все мои передвижения.
- Как ваши дети и супруга отнеслись к произошедшему? Они поддерживают сейчас вас?
- Семья очень сильно переживает. Абсолютно обычная реакция людей на разлуку с близким человеком.
- Долгое время в СИЗО к Вам не пускали адвоката. Этот случай правозащитники даже озвучивали на встрече с президентом...
- Верно, не пускали. В течение 3-х дней после моего задержания по моей просьбе было заключено соглашение с адвокатским бюро, чтобы не пользоваться услугами адвоката по назначению (того, которого назначает следователь). Именно с этого момента и начались проблемы с недопуском привлеченных адвокатов.
И все действительно разрешилось только благодаря тому, что о проблеме недопуска адвокатов узнал лично президент РФ Владимир Путин. Насколько я знаю, Государственная Дума сейчас рассматривает поправки к Уголовно-процессуальному кодексу, которые упростят в будущем доступ адвокатов к подзащитным. Я рад, что моя частная история помогла обратить внимание на такую серьезную проблему по нарушению конституционных прав человека.
- Вы пытались признать сам факт недопуска адвокатов к вам незаконным через суд?
- Да. Но 3 февраля Мосгорсуд подтвердил правильность решения Басманного суда и признал законными действия Следственного комитета.
Вообще у меня много вопросов, на которые не может ответить следствие. Например, почему СМИ цитируют и озвучивают ущерб в миллиард рублей, хотя в постановлении по делу речь идет о 160 миллионах рублей (да и те составляют суммы выданных Фондом займов, а не фактический ущерб от хищения имущества республики). Такие разъяснения в СМИ не дают, тиражируя ошибочную информацию из публикации в публикацию.
А ещё следствие публично заявляет о хищениях путем обмена одних акций на другие, при этом отказываясь проводить оценку акций. Почему? Почему необходимые экспертизы назначаются каким то частным экспертам, а не в государственные учреждения. Почему их названия подсудимому не озвучиваются даже в зале суда ?
- В других СИЗО сейчас содержатся ваши подчиненные. Вы знаете, в каких они условиях? (У одного нет ноги, у второго удалены внутренние органы, пораженные раком — операция была незадолго до задержания — прим. Авт.).
- Я не могу знать об условиях содержания других фигурантов дела, но думаю что они не отличаются от моих. Все, как у меня. Разумеется, я переживаю за каждого из них, так как они привлекаются к ответственности по тем же обвинениям, что и я.
Корреспонденты решили узнать другое мнение. Журналисты связались с человеком, который не понаслышке знает, кто такой Вячеслав Гайзер, и попросили прокомментировать некоторые высказывания экс-губернатора Коми.
Леонид Зильберг, учредитель портала 7Х7. В Сыктывкаре его считали человеком Алексея Чернова, заместителя Вячеслава Гайзера. Однако, сам Зильберг это отрицал. Вот что он сказал, прочитав интервью:
- Гайзер никогда не казался мне лживым человеком. Я думаю, ему органичнее говорить правду. То, что СМИ дают дутые цифры, очень похоже на правду. Лично я видел чуть ли не десять разных вариантов. И про часы - уверен, он говорит правду. Никакой показухой Гайзер никогда не занимался. Если бы у него имелась серьёзная коллекция часов, я бы об этом знал. Да и все бы знали, город у нас маленький.
Что касается недвижимости... Думаю, недвижимость за границей у него есть. Хотя формально он может говорить правду - скорее всего записано все на офшоры. Дочь Гайзера если и живет в Сыктывкаре, то совсем не заметно. Так что по этому поводу сказать ничего не могу.
И о Фонде. Отпереться от него Гайзеру не удастся. Он был в курсе всего. Но правда заключается в том, что вся схема была создана не Гайзером, а до его прихода. И правильное название уголовного дела - «дело Зарубина» (бывшего мужа Лолиты — Авт.). Вина Гайзера лишь в том, что он не стал пересматривать правила игры, когда занял кресло главы республики.