Верховный Суд постановил: нужно ли ждать, пока пешеход полностью перейдёт дорогу, или сразу ехать
Пешеходный переход — ключевой элемент городской инфраструктуры, призванный обеспечить безопасность людей на дороге. По правилам, пешеход на «зебре» имеет преимущество, а за его непропуск водителю грозит штраф. Однако на широких многополосных дорогах часто возникает серая зона: в какой момент можно начать движение, не дожидаясь, пока человек полностью покинет переход?
Штрафные санкции: что говорит закон?Ответственность за непредоставление преимущества пешеходу регламентируется статьей 12.18 КоАП РФ. Размер штрафа варьируется от 1500 до 2500 рублей. Конкретная сумма зависит от истории водителя: первичное нарушение обычно обходится в минимальную сумму, а повторное в течение года ведет к его увеличению.
«Уступить дорогу» — не то же самое, что «пропустить»Ключ к пониманию ситуации кроется в формулировке ПДД. Правила обязывают водителя не «пропустить», а «уступить дорогу» пешеходу. Это юридический термин, имеющий четкое определение:
«Уступить дорогу» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.
Именно на этом определении строится вся судебная практика, включая разъяснения Верховного Суда.
Практическое применение: как действовать за рулемИз трактовки правил следует главный вывод: водитель может начать движение, не дожидаясь, пока пешеход ступит на тротуар, если его действия никак не повлияют на поведение человека на переходе.
Алгоритм для водителя выглядит так:
Оцените дистанцию и скорость. Убедитесь, что пешеход уверенно движется по своей траектории и ваше трогание с места не заставит его замедлиться, остановиться или отпрыгнуть.
Действуйте предсказуемо. Начинайте движение плавно, без резких маневров и газовки.
Помните о человеческом факторе. Пешеходы бывают разными — ребенок может побежать, пожилой человек замедлиться, а кто-то просто испугается звука мотора. Если ваши действия вызвали у человека хоть какую-то реакцию избегания, инспектор ГИБДД с высокой вероятностью расценит это как нарушение.
Важный нюанс: На практике безопаснее дать пешеходу завершить переход по всей ширине проезжей части, которую вы пересекаете. Это не только страхует от штрафа, но и является проявлением уважения и гарантией безопасности, ведь из-за спины первого пешехода может появиться второй.
Таким образом, формально начинать движение можно, как только пешеход миновал вашу полосу и объективно не мешает вам. Однако главным критерием остается безопасность и отсутствие какого-либо давления на человека, имеющего преимущество, пишет Автовыбор.