Что такое B2B, B2C, B2G – особенности построения бизнес-моделей

При планировании коммерческой, производственной деятельности в конкретном сегменте рынка необходимо ответить себе на целый ряд вопросов – кто будет вашим целевым потребителем, какой продукт вы будете ему предлагать, каким способом, по каким каналам конкретный товар или услуга будет доходить до конечного потребителя. Именно так формируется конкретная бизнес-модель компании.

Есть множество вариантов запуска собственного дела – франшизы, прямые продажи конечному потребителю, взаимодействие с другими представителями бизнеса, государством. Стоит четко и конкретно разобраться, какие бизнес-модели существуют, чем они друг от друга отличаются.

Деятельность на условиях договора франчайзинга

Франчайзинг можно назвать одной из форм лицензирования. Одна крупная, активно развивающаяся компания передает другой фирме, которая только выходит на рынок, право работать под своим именем, использовать раскрученный бренд. Франчайзер получает за это плату – роялти.

Преимущества такого подхода очевидны:

  • франчайзи не нужно тратить время, силы, средства на формирование положительной репутации;
  • затраты на начальном этапе ниже, чем при самостоятельном построении бизнеса с нуля;
  • срок окупаемости бизнеса меньше.

Недостаток в том, что новичок в бизнес-сфере остается в жестких рамках, предписанных договором.

Прямые продажи

Прямые продажи подразумевают поставки конкретного продукта от производителя или продавца конечному потребителю, минуя многочисленными посреднические логистические звенья. Преимущество подхода в том, что можно удерживать цену товара на более низком уровне, сократив объемы операционных затрат. Недостаток в том, что представителям одной компании приходится выполнять дополнительный объем работы. Многие производители постепенно отказываются от работы напрямую с конечными потребителями, давая право на реализацию выпускаемой продукции официальным дистрибьюторам.

Концепция B2B

Бизнес-модель B2B расшифровывается как «бизнес для бизнеса». При использовании такой концепции предприятие работает не на удовлетворение потребностей конечного потребителя, а на обеспечение деятельности других представителей рынка. Если вашими основными клиентами становятся юридические лица, можно считать, что вы выбрали модель B2B.

Такая концепция подходит не только производителям каких-то конкретных товаров – промышленного оборудования, которое потом используется на производствах, коммерческой мебели для оснащения офисов, заведений общественного питания. Ее можно использовать и в сфере предоставления услуг. Если вы занимаетесь обслуживанием офисной оргтехники, предоставляете бухгалтерские услуги, предлагаете программное обеспечение для автоматизации бизнес-процессов, то работаете в сфере B2B.

Модель B2C

В отличие от B2B, концепция B2C ориентирована на конечного потребителя. Эту бизнес-модель выбирают интернет-магазины, площадки для электронной торговли. Благодаря развитию технологий и выходу бизнеса на новый уровень, потребители из небольших населенных пунктов, где нет обилия торговых центров, бутиков, получают те же возможности, что и жители мегаполисов. А представители бизнеса, которые работают в этой сфере, не ограничены географическими границами определенного города. Они могут работать по всей стране, а иногда и за ее пределами.

Концепция B2G

Бизнес активно взаимодействует и с органами государственной власти. Если вы планируете выполнять госзаказы, участвовать в официальных государственных торгах, то можете использовать бизнес-модель B2G – «бизнес для государства». Важно разобраться во всех предложенных моделях, чтобы выбрать оптимальную в соответствии с конкретными целями, тактикой и стратегией.

-

ПРЕСС-РЕЛИЗ. Материал публикуется на коммерческих условиях. Сайт progoroduhta.ru не несет ответственности за содержание материала. Товары и услуги подлежат обязательной сертификации.   - можно посмотреть примеры оформления во всех ранее опубликованных статьях.

Популярное