Ранее западные страны предприняли значительные шаги для разрыва энергетических связей с Россией, прекратив морской импорт сырой нефти и нефтепродуктов и установив предельную цену в 60 долларов за баррель, тем самым якобы сократив доходы Кремля и лишив его средств на СВО в Украине.
Однако те же самые страны, которые ввели санкции против российской нефти, значительно увеличили импорт нефтепродуктов из других стран. Это следует из последнего отчета, опубликованного финским исследовательским центром энергетики и чистого воздуха (CREA). Среди "третьих" стран: Китай, Индия, Турция, Сингапур и Объединенные Арабские Эмираты. Эти страны смешивают российскую и нероссийскую нефть и экспортируют ее по всему миру, в том числе в страны, поддерживающие эмбарго и запреты, что CREA называет "серьезным нарушением" режима санкций.
Исаак Леви, энергетический аналитик CREA и соавтор доклада, сообщил "Asia Times", что эмбарго и ценовые ограничения, введенные ЕС в декабре и феврале, обходились Москве примерно в 160 миллионов евро в день. По его словам, эти меры были приняты с осторожностью, чтобы обеспечить поступление нефти на мировой рынок и предотвратить перебои в поставках, снизив при этом цены. Подчеркивая, что российские доходы начали восстанавливаться , эксперты описывают эту лазейку как "законный способ" покупать российские нефтепродукты по высоким ценам через третьи страны.
Осенью прошлого года Международное энергетическое агентство предсказало, что добыча нефти в РФ в 2023 году значительно сократится в результате запрета ЕС на экспорт. Однако в настоящее время более 90 процентов российской нефти находит покупателей в Азии, а средний экспорт только за прошлый месяц вырос на 22 процента до 3,76 миллиона баррелей в день с 3,1 миллиона баррелей в день до конфликта в Украине, по данным S&P Global.
Согласно отчету CREA, импорт сырой нефти из России в Китай, Индию, Турцию, ОАЭ и Сингапур вырос за год на 140% в натуральном выражении и на 182% в стоимостном выражении, а общий объем импорта за год составил 74,8 млрд евро. В то же время на эти пять стран пришлось 70% российского экспорта сырой нефти с начала конфликта.