Наверх
Василий Куценко
Священник
17 января 2019, 10:03
В Крещение вся вода становится святой или нет? И чем отличается крещенская вода от богоявленской?
ОТВЕТ СПЕЦИАЛИСТА:
17 января 2019, 10:08

Существует распространенное мнение, что есть вода «богоявленская», а есть «крещенская». Отличаются эти «воды» датой освящения — 18 января (в крещенский сочельник) и 19 января (в день Крещения Господня). Но это мнение — заблуждение. 

Действительно, Великое водоосвящение совершается дважды. Первое водоосвящение — накануне праздника Крещения, 18 января, второе — в сам день праздника. Но никакого отличия у этой воды нет, ведь и 18, и 19 января используется один и тот же чин (то есть последовательность молитв) водоосвящения. Вода, освященная по этому чину, называется Великой агиасмой, то есть Великой святыней. Не бывает отдельно «богоявленской» и отдельно «крещенской» воды, но только — Великая агиасма.

На Крещение Господне есть традиция купания в проруби. Но это именно купание, а не Таинство Крещения, как полагают некоторые люди. Хотя, если познакомиться с историей праздника Крещения Господня, то можно увидеть, что именно этот день был раньше днем, в который принимали крещение взрослые люди. Великое водоосвящение в день Крещения Господня является напоминанием для современных христиан о древнем крещении оглашенных. Но нужно помнить, что принятию Таинства Крещения предшествовали подготовка, покаяние в грехах и подтверждение искренности своих намерений перед церковной общиной. Поэтому нельзя сказать, что окунуться в прорубь-иордань и принять Крещение — одно и то же.

Есть такое суждение: искупавшись в крещенскую ночь в проруби, можно избавиться от всех болезней, грехов и сглаза, а если в течение года заболеешь, нужно пить крещенскую воду для исцеления. 

Нужно расставить акценты: отдельно — болезни и грех, отдельно — сглаз. Сглаз, порча и тому подобное — это суеверие. И избавляться нужно только от одного — от веры в суеверия. Христиане верят в Бога, а не в сглазы, порчи, привороты и т. п. Обращаясь к Богу в молитвах, мы просим, чтобы Бог защищал нас от зла.

Принимая крещенскую воду (как и любую другую святыню, например, просфору или освященный елей — масло), человек может молиться Господу о том, чтобы эта святыня послужила бы ему средством исцеления от болезней. Мы просим, чтобы через употребление агиасмы человек получал благодать Божию, очищающую грехи, врачующую душевные и телесные немощи. Но все это не некое механическое или автоматическое действие: выпил воды — и все стало сразу хорошо. Здесь необходима вера и надежда на Бога.

Многие люди порой авторитетно заявляют, что вода на Крещение становится святой везде, и нет нужды идти за ней в храм, можно набрать дома из-под крана. 

Если понимать некоторые слова (например, «днесь — то есть сегодня, сейчас — вод освящается естество…») из чина Великого водоосвящения в широком смысле, то можно сказать, что действительно происходит освящение всех вод. Но опять же важно понять, что происходит это не само по себе, а по молитвам Церкви. Церковь просит, чтобы Господь Бог освятил воды, дал Свою благодатную силу, очищающую и освящающую естество воды. К сожалению, часто бывает так, что многие приходят в храм именно за водой, не участвуя при этом в бого­служении праздника Крещения Господня. Получается, что крещенская вода становится самоцелью. А это неправильно.

Есть свидетельство святителя Иоанна Златоуста, жившего в IV веке: «В этот праздник все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят весь год… Существо этой воды не портится от продолжительности времени, но… целый год, а часто два или три года она остается неповрежденною и свежею и после столь долгого времени не уступает водам, только что взятым из источников». Но бывает и так, что крещенская вода может испортиться. Это происходит или из-за небрежного хранения, неблагоговейного отношения к святыне, или по каким-либо другим, вполне естественным причинам. В таком случае нужно вылить святую воду в непопираемое место.

Слышал неоднократно, что нужно добавлять крещенскую воду в ванночку, в которой купают младенцев, чтобы они не болели. Это тоже одно из суеверий. Каждый человек может заболеть. И великие святые страдали от физических болезней. Никто не запрещает давать святую крещенскую воду младенцам (все же лучше пить святую воду), в том числе и во время болезни. 

Существует традиция: водой, взятой в храме в день Крещения Господня, окроплять дома, участки и все, что там находится. Поэтому вполне можно окропить крещенской водой и свое жилище, и домашние вещи. При этом можно петь или читать тропарь (главное песнопение) праздника: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…». 

Кто-то полагает, что Великая агиасма может заменить Святые Христовы Таины. Нет, не может. Вероятно, это суеверие также связано с неправильным пониманием церковных традиций. Освященная в праздник Крещения вода, даже являясь великой святыней, как уже было сказано, все же не может заменить причащения Тела и Крови Господа Иисуса Христа. Хотя, например, есть определенные сходства в практике Причащения и употребления агиасмы — причащаться и пить агиасму нужно натощак. Этим подчеркивается особенное отношение к воде, освященной на Крещение. 

По правилам Церкви, Великую агиасму рекомендовали употреблять в качестве духовного утешения людям, которые по различным причинам находились под отлучением от Таинства Причащения, то есть речь шла не о полной и равнозначной замене, а лишь о духовном утешении. 

Иногда можно услышать, что обычный человек, не священник, может сам освятить воду. Вот что на это могу я сказать. 

Молитвы Великого водоосвящения, как и все другие церковные молитвословия, совершаются от лица всей Церкви. Священник, призывая верующих к молитве, произносит: «Миром Господу помолимся!» Поэтому можно сказать, что в освящении каждый верующий участвует своей молитвой, становящейся единой молитвой всей Церкви. Поэтому, чтобы поучаствовать в Великом водоосвящении, каждый из нас может прийти на богослужение в храм 18 и 19 января.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru