Этот безумный проект СССР, который мог погубить весь мир и вызвать ледниковый период — сейчас кажется фантазией
Мечты о мосте через Берингов пролив — как будто соединить Аляску с Чукоткой, связать Лондон с Нью-Йорком шоссе и пустить скоростные поезда из Европы в Америку — звучат как сказка
Мечты о мосте через Берингов пролив — как будто соединить Аляску с Чукоткой, связать Лондон с Нью-Йорком шоссе и пустить скоростные поезда из Европы в Америку — звучат как сказка. Теплый климат на Камчатке и Дальнем Востоке — вообще райский сценарий. Всё это могло бы случиться, если бы в СССР решили возвести дамбу через Берингов пролив. И, честно говоря, хорошо, что этого не произошло, пишет Александр Долгих в своем канале.
На самом деле советское руководство преследовало совсем другую цель, не транспортную. Проект, предложенный в середине 1950‑х учёным Петром Михайловичем Борисовым, ставил задачу перестроить климат Евразии — точнее, смягчить погодные условия на Дальнем Востоке и Камчатке и сделать северные районы более пригодными для жизни и сельского хозяйства. Помогли бы в этом не новые дороги, а плотина в проливе.
Почему понадобилась такая радикальная мысль? Большая часть территории СССР — вечная мерзлота; на значительной части страны регулярно фиксировались экстремальные морозы до −40 °C. При таких условиях развивать хозяйство и инфраструктуру трудно, затраты огромны, и это компенсировалось лишь запасами полезных ископаемых в недрах.
Идея Борисова базировалась на простом физическом факте: климат Атлантики и Европы во многом поддерживается тёплым течением Гольфстрим, которое уходит на север и обогревает западную часть Европы. Дальше на восток его продвижению мешают холодные воды, поступающие из Тихого океана через Берингов пролив. Сейчас у тёплых масс путь от Шпицбергена до Чукотского моря занимает порядка пяти лет; по расчётам советских специалистов после перекрытия пролива этот срок мог сократиться минимум вдвое, а первые заметные изменения наступили бы уже через пару лет.
Борисов фактически предлагал частично «вернуть» климат предыдущих геологических эпох. Миллионы лет назад, на стыке мезозоя и кайнозоя, Северное полушарие отличалось куда более мягшими условиями: в некоторых регионах росли пальмы и секвойи, в Гренландии — виноградники. Мощный обмен тёплой и холодной водой между океанами тогда поддерживал равномерные температуры. Но с геологическим подъемом суши и изменением морских путей водообмен ослаб, на севере появился устойчивый лёд, и сработал эффект повышенной отражательной способности — альбедо — что ещё больше усилило оледенение. Современное состояние климата на севере держится уже миллионы лет.
Суть проекта была следующей: перекрыть Берингов пролив, чтобы ограничить приток холодных тихоокеанских течений в арктические и северные моря. При этом тёплые воды Атлантики могли бы протянуться существенно восточнее, «подогревая» северные широты. Параллельно планировалось перекачивать поверхностные, малосолёные воды из арктических морей в Тихий океан: свежая вода быстрее замерзает и создаёт барьер для тёплых масс, поэтому её откачка должна была увеличить теплообмен. В совокупности эти меры должны были усилить движение тёплых течений вдоль северного побережья Евразии и даже достичь Аляски.
Проект выглядел грандиозно и амбициозно, но и чрезвычайно рискованным: вмешательство такого масштаба в океанские течения и климатические системы было (и остаётся) чревато непредсказуемыми последствиями. Так что, вспоминая об этой идее теперь, несложно понять, почему многие рады, что дамбу через Берингов пролив так и не построили.
Читайте также:
Несравненная Любовь Орлова: ее секреты правильного питания - вот что ела звезда экранов СССР Черный список рыбы: 8 видов, от которых лучше держаться подальше - полны опасных химикатов Всегда вешала полотенце на дверь пока не узнала об этом: теперь опасаюсь как чумы Планировала на неделю — осталась уже два месяца: как сестра мужа оккупировала квартиру Уступи нижнюю полку! Разные случаи в поезде, которые шокировали до глубины души