Женщины-ученые взяли бразды правления наукой в Коми

Женщины-ученые взяли бразды правления наукой в КомиФото Комисстата

Ко дню российской науки Комисстат подвел итоги о половом разнообразии среди ученых

Комисстат в честь дня российской науки опубликовал данные о наших ученых.

В Республике Коми на момент переписи в начале десятилетия было зафиксировано 1450 кандидатов наук и 236 докторов наук. Гендерные различия среди докторов наук у нас в регионе схожи с общероссийскими - мужчин было 65%, женщин - соответственно 35%. А вот среди кандидатов наук в республике больше было женщин - 52%.

Дисбаланс во многом объясняется объективными причинами. Аспирант, который становится кандидатом наук, еще молод, не обременен большим хозяйством. В дальнейшем не все готовы совмещать семейную жизнь и науку, что, вероятно, больше относится к женщинам. Это одна из причин гендерного дисбаланса. Вторая состоит в том, что в технических и гуманитарных науках разнятся сроки работы над диссертациями. Т.е. для того, чтобы вырастить доктора наук - гуманитария - а именно в этих отраслях больше женщин - нужно времени больше, чем «технаря».

 Сведения об образовании, включая ученые степени, важны не сами по себе, а как источник данных для построения моделей развития экономики и демографических прогнозов. Также без этих показателей невозможно оценить уровень жизни населения на каждой территории и привлекательность локации для тех или иных проектов.

На основе таких данных можно оценить качество трудовых ресурсов региона, особенно если идет речь о размещении наукоемких производств или исследовательских центров. Во взаимосвязи с другими показателями, в том числе, показателями дохода, распределение "мозгов" дает понимание, насколько эффективны система подготовки кадров высшей квалификации и их последующее использование.

Дополнительные гендерные и возрастные сведения могут быть использованы для оценки привлекательности науки и сферы исследований и разработок как карьерной траектории юношей и девушек, что, в свою очередь, может помочь в решении проблемы «старения» науки.

С 1990 годов и далее в течение пары десятков лет российская наука не рассматривалась молодёжью как привлекательное направление для трудоустройства. Отсюда и дефицит идей, и дефицит кадров, и проблемы с администрированием и организацией хозяйственной деятельности научных организаций. Если вузы с 2010 годов работали над формированием стратегий повышения конкурентоспособности и повышением эффективности своей деятельности, то для научных организаций эта работа началась сравнительно недавно.

Объективно оценить динамику развития научного сообщества за последнее десятилетие позволит предстоящая в 2021 году Всероссийская перепись населения.

...

  • 0

Популярное

Последние новости