Путешественник из Коми рассказал о том, как он горел в лесу, тонул в болоте и чуть не погиб на леднике

Путешественник из Коми рассказал о том, как он горел в лесу, тонул в болоте и чуть не погиб на леднике

Большинство из нас, северян, с удовольствием путешествуют по Африке, Турции и Таиланду, при этом совершенно не знают родного края. А кто-то наоборот приезжает в наши края, чтобы посмотреть на все эти красоты

Уже более 40 лет уроженец Карелии Николай Александров живёт в Печоре. И место он выбрал неспроста: отсюда до северной части Приполярного Урала рукой подать. Горы Александров несколько раз покорял пешком в одиночку, говорит, что именно они его в наши края и притянули. Мужчина ответил на несколько вопросов "Комсомольской правде" и рассказал свою интересную историю жизни.

В Коми затянул Урал

Любовь к путешествиям и новым открытиям у мужчины появилась ещё в юношеские годы. В 12 лет он впервые втайне от родителей уехал из родного посёлка Чёрный Порог и отправился "покорять" Белое море.

Я уговорил школьного товарища пойти со мной. Путь предстоял неблизкий – 100 км. Добирались автостопом, – вспоминает своё первое путешествие Александров. – Вся поездка туда и обратно заняла четыре дня.

Но больше локаций с реками, полями и равнинами, школьник бредил горами! На карте из школьного учебника юный путник увидел сопку высотой 330 метров.

Сразу после окончания школы выдвинулись туда с друзьями. Но наши маршруты в пути разошлись: я пошёл один, и в результате достиг цели, а ребята забрели в погранзону – рядом с Карелией Финляндия, и их депортировали домой.

Севером я «заболел», когда читал одноимённую книгу. Из неё я узнал, что значительная часть Урала проходит по Коми АССР, – вспоминает путешественник. – Из объявления узнал, что в порту Печоры нужны крановщики. Вот туда и поехал в 1980 году.

Но в порту Николая оценили не как водителя крана, а как электрика. Не раз случалось, что Александрова поднимали среди ночи звонком из крана: ребята починить не могут, работа стоит.

Секретные карты, перерисованные за ночь

Первый одиночный поход на Урал Александров совершил в 1980 году. По лесной просеке, а прежде здесь проходил Древний Сибириковский тракт, он пошёл на гору Сабля. По сей день это самый красивый хребет Урала, который за острые, как пики, скалы называют Печорские Альпы. Там же увидел ледник Гофмана – самый большой ледник Приполярного Урала, - как сообщает источник.

До Сабли дошёл по компасу за полтора дня. Карты с собой у меня не было. Маршрут выстраивал только по описанию, которое прочёл в книге «Север», – говорит турист.

В это очень трудно поверить, но мужчина проделал путь в сто километров без какого-либо путеводителя. Топографией в Советском Союзе занимались только военные и подготовленные люди, поэтому картами мог пользоваться только узкий круг лиц. Вот и случалось, что зачастую путешественник брал у знакомых геологов военные карты, которые за ночь перерисовывал на кальку.

А потом были десятки других походов в тундру, горы и тайгу. Что интересно, первые 15 лет Николай путешествовал исключительно один. За это время он не раз встречался с медведями, благо, все они закончились благополучно.

Куда серьёзнее, например, была ситуация, когда путешественник в походе на гору Манарагу 36 лет назад не уследил за огнём, тогда на костре сгорели его единственные сапоги. Идти по болоту пришлось в домашних тапках, примотанных к ноге верёвкой. А немного позже мужчина ещё и перепутал поляну-ориентир на пути к ж/д станции и заплутал.

Ночью, один в тайге, карты нет... Ориентиров нет, забрёл в топкое болото, – рассказывает историю печорец. – Когда я наконец-то выбрался к железной дороге и увидел мимо проносящийся поезд, а внутри купе свет горит, люди чай пьют. Я стал хохотать, в состоянии шока был.

Случалось и так, что в лесу путешественник сам оказывал себе первую помощь. Приходилось без анестезии накладывать себе самому швы на рассечённое топором колено.

А ещё был случай, когда в горах я сильно обжёг руку. Я не предусмотрел это, и в рюкзаке не оказалось самой обычной мази. Только бинт. Благо, в горах нет микробов, там стерильная обстановка и заражения не случилось, – вспоминает приключения путник. – Этой обожжённой рукой ещё сумел срубить себе плот. Добрался в город, и врач сказал, что я получил ожог второй степени.

Трагедия на леднике

Но все эти бедствия ничто в сравнении с историй, которая разделила жизнь Александрова на до и после. С мужчиной случился "второй День рождения". Это было лето. Тогда путешественник в одиночку во второй раз отправился в транс-уральский переход, протяжённость которого более 700 км! В районе горы Неройки в истоках реки Кобылаю произошло несчастье.

С самого начала было какое-то странное чувство, будто мне не стоит идти. На душе было тревожно. А на стоянке, в верховье реки Макар-Рузь, как знак беды я забыл полотенце и ложку, – вспоминает Александров.

Оступившись на леднике, Николай провалился ногой в трещину и сломал шейку бедра. Травма серьёзная, да еще и в таких условиях, в теории она означала верную гибель. Однако герой истории оказался очень стойким. В 15 км находилась база геологов Неройка, куда Николай добирался полмесяца.

Выстоять, побороть самого себя оказалось гораздо труднее, чем я ожидал, – вспоминает путешественник. – На привалах ночами снился дом, семья. Думал, что я помешался. Но нет, выстоял.

Ранее мы уже писали о случаях, когда люди терялись вне городов. Иногда это случалось по причине собственной глупости (в отдаленные места люди шли в состоянии опьянения), однако случается и так, что теряются путешественники, горожане, которые просто пошли в лес за грибами ягодами, ну или же куда-то в поход. Для таких случаев у путешественика Александрова есть парочку своих лайфхаков:

  1. Если вы не ходили в большие маршруты, я не советую отправляться на дальние расстояния. Всегда соизмеряйте свои возможности и силы. Лучше ходить по знакомым тропам. Никогда не ходите в походы в одиночку. Всегда оставляйте информацию о маршруте близким людям. Идя в серьёзный маршрут, обязательно надо регистрироваться в поисково-спасательной службе МЧС.
  2. Сейчас у всех есть с собой навигатор. Однако многие из начинающих путешественников и компаса в руках не держали. Любая самая дорогая GPS-техника может выйти из строя, и тогда вы пропали! Поэтому перед походом обязательно научитесь пользоваться компасом. Умейте ходить по азимуту и карте.
  3. Желательно отказаться от карт популярной интернет-компании. Лучше если вы закачайте настоящие топографические карты, в идеале — если у вас с собой будут снимки из космоса.

 

...

  • 0

Популярное

Последние новости