Ученые обнаружили древние захоронения в «колыбели коми народа»
- 17 августа 2024
- Павел Молчанов

В одном из погребений возле черепа найдена прядь волос русого цвета
В июле 2024 года Вымский археологический отряд Института языка, литературы и истории Коми Научного центра УрО РАН, под руководством опытного археолога Анастасии Белицкой, провел важные аварийно-спасательные раскопки в Княжпогостском районе Республики Коми. Этот регион, славящийся своим богатым историческим наследием, известен как «колыбель народа коми», поскольку здесь обнаружено множество археологических памятников, относящихся к эпохе Средневековья. Эти памятники были оставлены предками коми-зырян, и их изучение может дать ценную информацию о культуре и образе жизни этого народа.
На протяжении многих лет археологические памятники в этом районе подвергаются разрушению со стороны так называемых черных копателей, что вызывает серьезные опасения у ученых и историков. Эти нелегальные раскопки наносят непоправимый ущерб культурному наследию, и именно поэтому работа археологов становится особенно актуальной. Целью полевых работ в этом сезоне стало исследование одной из таких памятников — могильника в окрестностях деревни Отла, который был значительно поврежден в результате действий кладоискателей.
Некрополь был впервые выявлен в 1975 году сотрудником Коми краеведческого музея Л. Косинской, однако до сих пор он не подвергался полноценным раскопкам. Сведения о нем были крайне ограниченными, что и стало причиной его исследования в текущем году. В ходе разведочных работ было вскрыто одно погребение, в котором обряд погребения был определен как кремация. Однако из-за отсутствия датирующих предметов в захоронении могильник был датирован довольно широко — с XI по XIV век, что охватывает весь период существования вымской археологической культуры.
С момента установления границ территории объекта археологического наследия в 2015 году, этот могильник подвергся значительному разграблению. Более половины найденных погребений пострадали от действий кладоискателей, и это создает серьезные трудности для археологов, стремящихся восстановить историческую картину. В полевом сезоне 2024 года исследователи изучили четыре погребения. Два из них были сильно разрушены, что затруднило их анализ, в то время как у других двух фиксировались компактные вкопы, известные как закопушки. Одно из погребений было полностью уничтожено, и от него не осталось никаких следов.
Вынутый черными копателями грунт был просеян, и в нем были обнаружены мелкие оплавленные изделия из цветного металла, предположительно остатки украшений. Также были найдены маленькие кальцинированные фрагменты, которые могут быть остатками погребальных приношений. Эти находки могут дать представление о материальной культуре народа коми в Средневековье и их погребальных традициях.
В ходе раскопок на данном археологическом памятнике было обнаружено четыре могилы, каждая из которых на верхних слоях содержала мелкие кальцинированные кости. Эти кости, вероятно, принадлежат не только людям, но и животным, что открывает новые горизонты для интерпретации погребальных обрядов. На уровне древней дневной поверхности находки перекрывались обугленными досками, что указывает на использование древесины в процессе захоронения. Это обстоятельство заставляет пересмотреть ранее высказанный тезис о кремации как единственном способе погребения.
Скорее всего, мелкие фрагменты костей могут быть следами погребальной тризны, что говорит о сложной символике прощания с усопшими. Тем не менее преобладание трупоположения как основного метода захоронения остается неоспоримым фактом. Интересно, что оплавленность всех металлических находок указывает на то, что одежду и украшения умершего могли сжигать отдельно от тела, а затем помещать в могильную яму. Это подчеркивает сложность и многообразие погребальных практик, которые существовали в этом регионе.
Из-за ограниченного количества находок и их плохой сохранности, датировка памятника остается затрудненной. Однако наличие фрагмента шаровидного бубенчика с линейной прорезью и бус можно интерпретировать как свидетельство принадлежности к позднему этапу вымской культуры, не ранее XIII века. Это открывает возможность для дальнейших исследований, которые могут пролить свет на социальные и культурные аспекты жизни людей, обитавших в этом регионе в средневековье.
Работа археологов в Княжпогостском районе имеет не только научное значение, но и важное культурное значение для сохранения наследия народа коми. В условиях постоянного разрушения археологических памятников, такие исследования становятся крайне важными для документирования и понимания истории региона. Важно отметить, что археология не только помогает восстановить историческую память, но и служит основой для формирования идентичности современных народов, так как позволяет осознать свою связь с предками.
Кроме того, результаты работы археологов могут быть использованы для образовательных программ и выставок, направленных на повышение осведомленности о культуре и истории народа коми. Важно, чтобы общество осознало ценность культурного наследия и необходимость его защиты. В этом контексте работа археологов становится не только научным исследованием, но и актом сохранения культурной идентичности, что особенно важно в условиях глобализации и унификации культур.