Во время посещения сайта вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрик Яндекс Метрика, top.mail.ru, LiveInternet.

«Я эти деньги буду полжизни выплачивать»: на юге автовладельцам начислили сотни тысяч рублей за утильсбор

«Я эти деньги буду полжизни выплачивать»: на юге автовладельцам начислили сотни тысяч рублей за утильсборфото из архива редакции

Ошибка таможни лишила людей машин и заставила платить миллионы

С начала 2025 года десятки водителей с юга России, купивших подержанные автомобили в Армении и зарегистрировавших их в России, получили уведомления о необходимости доплатить огромные суммы. Проблема возникла из-за отсутствия документа СБКТС и ошибок сотрудников таможни, которые ранее одобряли льготное списание утильсбора.

Что произошло

  • В 2019–2024 годах россияне покупали подержанные автомобили в Армении и ездили с армянскими номерами.

  • С 2023–2024 годов появилась возможность ставить такие машины на российский учёт. Многие водители обращались в таможенные пункты, где сотрудники оформляли документы и подтверждали льготный утильсбор.

  • Владельцы платили утильсбор и получали регистрацию, после чего пользовались машинами без проблем до января 2025 года.

  • В начале 2025 года сотням водителей пришли письма с требованием доплатить таможенные платежи с пенями. Суммы выросли в десятки раз. Например, за машину стоимостью 300 тысяч рублей потребовали доплатить около 1,27 миллиона рублей с пенями, что в итоге составило около 2,35 миллиона.

  • Пример на конкретном человеке

    Георгий из Ростовской области купил Nissan Fuga 2004 года в Армении, заплатил утильсбор в размере около 5 200 рублей и поставил автомобиль на учёт в Волгодонске. Таможня приняла документы и оформила льготу. Однако в 2025 году ему сообщили, что документ СБКТС не был предоставлен, хотя на автомобили до 2015 года этот документ не требовался по решению ЕАЭС. В итоге с Георгия потребовали доплатить 1,273 миллиона рублей с пенями, итоговая сумма составила около 2,35 миллиона. Таможня признала ошибку «человеческим фактором». Георгий выяснил, что проблема массовая — около 200 человек столкнулись с подобной ситуацией. В других регионах, наоборот, водителям ранее отказывали в льготе.

    Почему так произошло

    • Несогласованность практики на таможенных пунктах: в разных местах водителям отказывали или оформляли льготу.

    • Ошибки сотрудников ФТС: неверные проверки и неправильное применение требований по документам.

    • Изменения и толкования правил ЕАЭС и российских процедур, которые могли быть интерпретированы по-разному.

    Последствия для владельцев

    • Финансовая нагрузка: требование доплатить значительные суммы с пенями.

    • Юридическая неопределённость: необходимость доказать добросовестность действий, основанных на оформлении документов таможней.

    • Риски потери автомобиля или банкротства в отдельных случаях.

    Что можно сделать пострадавшим

    • Собрать всю документацию: платёжки за утильсбор, уведомления в «Госуслугах», копии заявлений и ответов таможни, акты приёма документов.

    • Обратиться к профильным юристам, специализирующимся на таможенном праве и защите прав потребителей.

    • Инициировать коллективные жалобы или иски, так как массовая проблема повышает шансы на успех и снижает расходы.

    • Обратиться в прокуратуру и контролирующие органы с просьбой о проверке действий таможни.

    • Публиковать истории в СМИ и социальных сетях — это привлекает внимание и ускоряет реакцию контролирующих органов.

    Важное замечание

    Если таможенные органы допустили ошибку при приёме и оформлении документов, это должно стать аргументом против перекладывания ответственности на граждан. Однако каждая ситуация требует индивидуальной юридической оценки.

    Рекомендуем также:

    ...

    • 0

    Популярное

    Последние новости