Юзабилити тестирование: виды, методы, этапы

Тестирование юзабилити – важный этап выпуска программного продукта. Проверка направлена на контроль функциональности приложения или сайта, эффективности и удобства навигации, на прогнозирование пользовательского опыта в части соответствия ПО ожиданиям.

Что такое тестирование юзабилити

Тестированием юзабилити называется проверка интерфейсов и компонентов в плане взаимодействия с пользователями. Суть процесса заключается в выполнении задач в прототипе продукта и наблюдении за этим опытом. Другими словами, тестирование удобства пользования https://tquality.ru/usability_testing/ помогает понять, соответствует ли дизайн потребностям аудитории и определить перечень необходимых доработок.

Виды юзабилити-тестирования

Выбор вида тестирования связан с особенностями продукта и требованиями к нему. Перед проведением тестов необходимо определить цели, ожидаемые результаты, используемые инструменты, способы анализа результатов. Юзабилити-тестирование бывает:

  • качественным и количественным – первое помогает понять эмоции участников при использовании продукта, второе – собрать числовую информацию о времени решения задач, об ошибках;

  • удаленным и очным – проводится с физическим присутствие участников или через онлайн-сервисы;

  • исследовательским и сравнительным – в первом случае участники делятся мнением о продукте, во втором – сравниваются прототипы ПО для определения лучшего интерфейса;

  • сайта и мобильного приложения – проверка веб-интерфейса или программ, предназначенных для девайсов и гаджетов.

Удаленное тестирование может быть модерируемым и немодерируемым. Первое проводится в контролируемой среде, когда тестировщик помогает респондентам в выполнении заданий и собирает данные. Во втором варианте участники действуют самостоятельно.

Качественное тестирование проводится для понимания причин действий пользователя, изучения ментальных моделей. Так выявляются тенденции, в соответствии с которыми вносятся изменения в продукт. Количественные тесты помогают выяснить, как работает дизайн, возникают ли у пользователей проблемы, удобно ли использование различных функций. Данные проверки лучше проводить в комплексе.

Контролируемое тестирование юзабилити выполняется на начальных стадиях разработки продукта для получения ранних отзывов, глубокого понимания опыта пользователей, определения направления дизайна. Также контролируемые тесты выполняются после каждой итерации. Неконтролируемая проверка подходит для сбора количественных данных, для завершающей стадии разработки продукта, для измерения эффективности выполнения задач.

На начальных этапах чаще проводится исследовательское тестирование, которое помогает определить востребованные функции, узнать пожелания аудитории. Сравнительные тесты направлены на повышение конверсии за счет выявления наиболее эффективной версии продукта. Мобильные юзабилити-тесты требуют особого подхода. Это связано с разницей в устройствах, на которые устанавливается приложение. При тестировании сайта учитываются особенности и различия операционных систем.

Методы юзабилити-тестирования

На раннем этапе юзабилити-тестирования используется метод сортировки карточек. Участники распределяют элементы по важности, релевантности, по темам и категориям. Если проводится полное тестирование юзабилити, применяются и другие методы:

  • бумажные прототипы – оценка пользовательских сценариев для получения сведений об ожиданиях аудитории;

  • цифровые низкодетализированные прототипы – тестирование простоты навигации;

  • высокодетализированные прототипы – использование функциональной версии продукта;

  • отслеживание кликов – проверка, какие элементы пользователи нажимают чаще.

Метод отслеживания взглядов предполагает использование устройства, которые показывают, в каком порядке участники изучают представленный интерфейс, на какие элементы обращают внимание. Это помогает выбрать правильное размещение изображений на экране и подобрать место для размещения CTA (призыва к действию).

Популярное