Progorod logo

Главная хитрость советских водителей автобусов - это оплётка на руле - не просто аксессуар

30 октября 04:44Возрастное ограничение16+
Фото Анастасии Дмитриевой

Для современного человека интерьер советского автобуса мог бы показаться музеем странных и непрактичных решений. Одна из самых загадочных деталей, которую сегодня уже почти не встретить, — это ажурная пластиковая оплётка на руле. Зачем водители десятилетиями украшали свои «рабочие места» этим специфическим аксессуаром, и, главное, где они его брали?

Не роскошь, а необходимость

Кабина водителя в СССР была настоящим полем для творчества. Кто-то развешивал флажки, кто-то коллекционировал календарики на стекле, но была одна вещь, объединявшая почти все автобусы, — руль, туго оплетённый бежевой или белой пластиковой лентой.

Изначально можно было подумать, что это заводская комплектация. Однако рули других автобусов были стандартного чёрного цвета, что указывало на народную доработку. Причина крылась в эргономике. Советский автопром заботился о комфорте водителя в последнюю очередь. Рулевые колеса были сделаны из качественного, но очень тонкого материала. Держать такой руль часами напролёт было неудобно, он буквально врезался в ладони. Опытные водители нашли гениальное в своей простоте решение — утолстить его, сделав хват более удобным и уверенным.

Неожиданный источник: донором выступил сам автобус

Следующий вопрос — где взять подходящий материал в условиях дефицита? В магазинах такую пластиковую ленту не продавали. Ответ был буквально на поверхности самого транспортного средства.

Многие советские автобусы имели декоративные молдинги — продольные накладки на кузове. Часть из них была составной: внутри алюминиевого каркаса находилась пластиковая вставка-полоска. Водители научились аккуратно извлекать эти пластиковые элементы и пускать их в ход. Они идеально подходили по гибкости и прочности. Таким образом, автобус сам поставлял запчасти для модернизации собственного руля. Иногда «донорами» становились и молдинги в салоне, из которых извлекали полосы тёмного пластика.

Икарус как эталон: почему на импорте оплёток не было

Любопытно, что эта традиция была исключительно советским феноменом. Венгерские «Икарусы», которые массово работали на междугородних и городских маршрутах, подобных доработок не знали.

Объяснение простое: «Икарусы» изначально проектировались с более продуманной эргономикой. Их рули были толще и удобнее, с качественным покрытием. Не было никакой нужды их «улучшать». Советские же водители своим нехитрым способом не просто украшали кабину, а инженерно устраняли конструктивный недочёт, превращая неудобный тонкий обод в комфортный и надежный инструмент управления.

Эта пластиковая оплётка — не просто курьёз из прошлого, а яркий пример народной смекалки и стремления человека сделать свою повседневную работу хоть немного удобнее в любых условиях, пишет автор канала Советская Эра.

Читайте также:

Зачем советские водители трогались со второй передачи, и в каких случаях это работает сегодня «Заправлял водой и ехал»: как Советский "Кулибин" создал авто работающее на воде, бросив вызов бензину За что в Японии полюбили УАЗ "Буханку", если там идеальные дороги: выяснил и обомлел Одной рукой рулю, второй слезы вытираю: Москвич 3 с пробегом 100 тыс км — отзывы владельцев На дорогах стали появляться новые светофоры с красным крестом: что значит это и для чего они нужны
Перейти на полную версию страницы

Читайте также: