Во время посещения сайта вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрик Яндекс Метрика, top.mail.ru, LiveInternet.

«Заправлял водой и ехал»: как Советский "Кулибин" создал авто работающее на воде, бросив вызов бензину

«Заправлял водой и ехал»: как Советский "Кулибин" создал авто работающее на воде, бросив вызов бензинуwikipedia.org

В 1976 году в Харькове, центре индустриального Советского Союза, группа энтузиастов создала автомобиль, работающий на обычной воде. Это был настоящий прорыв: без бензина, выхлопов и шума. Прототип разработали не в Америке или Японии, а в студенческой мастерской Харьковского политехнического университета.

Машина, опередившая своё время

Снаружи это был обычный советский седан, возможно, модифицированный ВАЗ-2101 или опытный ЗАЗ. Но внутри скрывался настоящий фурор: электролизёр, генерирующий водород из воды во время движения и подающий его в двигатель. Автомобиль отличался минимальным расходом воды, мощностью, сравнимой с обычным двигателем, и продуманной безопасностью: автоматическая продувка, защита от утечек и перегрева.

Эта машина была реальной альтернативой нефтяной зависимости.

Герои из университетского подвала

Проект возглавил инженер Анатолий Мищенко, убеждённый в необходимости «свободной энергии для всех». Без грантов и поддержки он вместе с командой единомышленников создал прорыв, свободный от контроля и идеологии.

Почему об этом молчат?

Документацию представили чиновникам Госкомитета по науке и технике, но ответа не последовало. Затем последовал ультиматум: сдать материалы и закрыть тему или работать в закрытом НИИ. Мищенко отказался.

Лабораторию закрыли, машину и оборудование уничтожили, информацию засекретили. Один из инженеров позже объяснил: «Боятся не машины, а свободы, которую она даёт».

Почему это было опасно для системы?

Проект угрожал нефтяной монополии СССР и валютным доходам. Он отменял необходимость в заправках и зависимость от топлива, что подрывало контроль. Прорыв, возникший вне официальной системы, представлял угрозу для власти и идеологии.

По слухам, вмешалось КГБ, и один из студентов исчез после допроса. Фактов нет, но исчезновение темы красноречиво говорит само за себя.

Что осталось от этого проекта?

Лишь несколько фотографий, схемы и воспоминания. А сам Мищенко исчез в начале 90-х: одни говорят, что он уехал в Канаду, другие — что умер в бедности.

Почему важно помнить об этом сегодня?

Эпоха водородного транспорта возвращается. Автогиганты инвестируют миллиарды в технологии, которые советские студенты создали ещё в 1976 году.

Эта история — не только о машине, но и о страхе, бюрократии, попытках заглушить свободу идей.

Сегодня этот автомобиль мог бы стать символом науки и прогресса. Но его нет — как и будущего, которое мы потеряли вместе с ним.

Иногда, чтобы изменить мир, достаточно сохранить идею, пишет источник.

Читайте также:

...

  • 0

Популярное

Последние новости