«Заправлял водой и ехал»: как Советский "Кулибин" создал авто работающее на воде, бросив вызов бензину
- 26 октября 04:44
- Анастасия Дмитриева

В 1976 году в Харькове, центре индустриального Советского Союза, группа энтузиастов создала автомобиль, работающий на обычной воде. Это был настоящий прорыв: без бензина, выхлопов и шума. Прототип разработали не в Америке или Японии, а в студенческой мастерской Харьковского политехнического университета.
Машина, опередившая своё время
Снаружи это был обычный советский седан, возможно, модифицированный ВАЗ-2101 или опытный ЗАЗ. Но внутри скрывался настоящий фурор: электролизёр, генерирующий водород из воды во время движения и подающий его в двигатель. Автомобиль отличался минимальным расходом воды, мощностью, сравнимой с обычным двигателем, и продуманной безопасностью: автоматическая продувка, защита от утечек и перегрева.
Эта машина была реальной альтернативой нефтяной зависимости.
Герои из университетского подвала
Проект возглавил инженер Анатолий Мищенко, убеждённый в необходимости «свободной энергии для всех». Без грантов и поддержки он вместе с командой единомышленников создал прорыв, свободный от контроля и идеологии.
Почему об этом молчат?
Документацию представили чиновникам Госкомитета по науке и технике, но ответа не последовало. Затем последовал ультиматум: сдать материалы и закрыть тему или работать в закрытом НИИ. Мищенко отказался.
Лабораторию закрыли, машину и оборудование уничтожили, информацию засекретили. Один из инженеров позже объяснил: «Боятся не машины, а свободы, которую она даёт».
Почему это было опасно для системы?
Проект угрожал нефтяной монополии СССР и валютным доходам. Он отменял необходимость в заправках и зависимость от топлива, что подрывало контроль. Прорыв, возникший вне официальной системы, представлял угрозу для власти и идеологии.
По слухам, вмешалось КГБ, и один из студентов исчез после допроса. Фактов нет, но исчезновение темы красноречиво говорит само за себя.
Что осталось от этого проекта?
Лишь несколько фотографий, схемы и воспоминания. А сам Мищенко исчез в начале 90-х: одни говорят, что он уехал в Канаду, другие — что умер в бедности.
Почему важно помнить об этом сегодня?
Эпоха водородного транспорта возвращается. Автогиганты инвестируют миллиарды в технологии, которые советские студенты создали ещё в 1976 году.
Эта история — не только о машине, но и о страхе, бюрократии, попытках заглушить свободу идей.
Сегодня этот автомобиль мог бы стать символом науки и прогресса. Но его нет — как и будущего, которое мы потеряли вместе с ним.
Иногда, чтобы изменить мир, достаточно сохранить идею, пишет источник.
Читайте также:
- Как советские водители ездили на летней резине зимой: рассказал шофёр того времени
- Прошёл техосмотр по новым правилам: какие нюансы ждут водителей в 2025 году
- Что делать, если уже встал под "стрелку", а нужно ехать прямо: узнал у ГАИшника
- Долго боролся с запотеванием стёкол, а причина оказалась простой: делюсь решением
- "Стоят по 500 000 рублей, но не покупают": почему Mazda CX-7 теперь никому не нужны