Ученые рассказали, с какой страны начнется конец света

Ученые рассказали, с какой страны начнется конец светаСупервулкан Йеллоутон давно волнует ученых. Фото Shutterstock, Inc

Северная Америка находится на грани гибели

Ученые предполагают, что глобальная катастрофа начнется с Америки. Возможные причины - вулкан Йеллоустон и разлом Сан-Андреас. На сколько все серьезно?

Активность вулкана Йеллоустон волнует ученых уже давно. Недра этого и еще двух вулканов на территории Северной Америки бурлят на протяжении миллионов лет. Исходя из ближайших прогнозов, они могут проснуться уже скоро. Кроме разрушений и выжигания всего живого огненно-жидкой магмой извержение вулкана опасно и последствиями для климата планеты. По сравнению с обычными выбросами пепла во время извержения супервулкан — это как ядерная бомба вместо пистолета. Масштабный "выстрел" давления из верхних слоёв мантии, по расчётам учёных, может быть таким же, как взрыв тридцати "царь-бомб" одновременно.

Суммарная мощность извержения супервулкана может составить до одной тысячи мегатонн в тротиловом эквиваленте. Всё это будет сопровождаться таким выбросом диоксида серы и мелких частиц, что атмосферу буквально заслонит от ультрафиолета и прямых солнечных лучей. Температура окружающего воздуха стремительно упадёт сначала до нуля градусов, а затем существенно ниже. Климатологи и вулканологи всерьёз полагают, что речь может идти о температуре минус 30 градусов где-нибудь на Экваторе.

Однако ученые не могут назнать точную дату глобального вымирания всего живого. Еще одной причиной беспокойства служат землетрясения. Самое крупное из них может отколоть от материка большую часть Калифорнии вместе со всеми жителями. Этот сценарий не такой фантастический, как может показаться на первый взгляд. Ещё в 2018 году геологи и геофизики из Университета Массачусетса в Амхерсте выяснили, что вдоль разлома Сан-Андреас в Калифорнии на протяжении нескольких месяцев фиксируются тысячи подземных микротолчков, природа которых неизвестна ни сейсмологам, ни другим учёным.

Этот разлом проходит вдоль всей Калифорнии и уже дважды вызывал крупные землетрясения. В 2019 году плохие новости про разлом Сан-Андреас поступили снова. Учёные из Калифорнийского технического университета в Пасадене выяснили, что с 2008 года вдоль разлома Сан-Андреас было зафиксировано почти два миллиона глубинных землетрясений. Отмечается, что небольшие множественные толчки могут стать причиной для скорого суперземлетрясения, из-за которого может прорваться супервулкан Йеллоустон.

Мощнейшее землетрясение может не только вызвать разлом большей части Калифорнии по линии Сан-Андреас, но и спровоцировать взрыв практически всех вулканов. Их на Западном побережье достаточно, а точное местоположение и статус (активный или спящий) отслеживается Геологической службой США в режиме онлайн. Даже если допустить, что взрыв вулкана Йеллоустон будет сопоставим с тридцатью "царь-бомбами" или вообще сотней таких боеприпасов, ожидать, что в центре Северной Америки будет пробита дыра, не стоит.

Огненный ад будет продолжаться долго. По самым скромным оценкам, большая часть Западного побережья Америки превратится в островную и начнёт тонуть, а жители материковой части будут гореть в потоках раскалённой магмы от нескольких недель до нескольких месяцев. Важно понимать, что даже примерной, грубой математической модели изменения климата на такой случай не существует. Известны лишь отдельные детали. К примеру, давно сделан вывод о том, что если глобальный катаклизм всё-таки наступит, то почти полностью исчезнет и система тёплых течений — Гольфстрим.

Из-за огромного числа мелких частиц, которые вулкан Йеллоустон выбросит в таких количествах, что человечеству не снилось, будет поставлен крест на сельском хозяйстве не только в северных странах (Западная Европа, Скандинавия и Россия), но и на юге. Не стоит забывать, что взрыв супервулкана в Северной Америке может пробудить от спячки другие супервулканы и магматические пузыри, которые учёные по каким-то причинам ещё не обнаружили. Хорошего в этой истории мало: если рванёт Йеллоустон, то достанется всему человечеству. И большая его часть такой катаклизм не переживёт.