Пенсионерка из Коми живет в водобудке уже больше 30 лет. И подобный случай не единственный
- 20 мая 2021
- 6+
- Максим Швецов
А шансов обзавестись нормальным жильем у женщины практически нет, в списке на получение квартиры она даже не в первой тысяче. Однако женщине не жалуется, а наоборот, лишь делится позитивом
В эту историю трудно поверить, но место, которые некогда использовалось для раздачи воды населению, стало домом для живого человека. А ведь это далеко не единственный случай даже для нашей республики. Люди живут на улицах, в сараях и гаражах, кому как НЕ повезет...
Маленький домик, обнесённый синим забором, — со стороны эта скромная постройка, расположенная в Тентюковском переулке Сыктывкара, ничем не выделяется. И только старожилы знают, что полвека назад это одноэтажное строение служило местом раздачи воды для людей в округе, - делится впечатлениями журналист "Комсомольской правды".
Такие одноэтажные маленькие постройки были очень распространены во времена СССР. В середине прошлого столетия вода разливалась по будкам в большие ёмкости, а оттуда уже водораздатчицы разливали её жителям. Приходили люди за водой, кто с ведром, кто с бочкой, дети — с бидончиком. Задача водораздатчицы — содержать ёмкость в чистоте и отпускать воду ровно столько, за сколько было уплачено. Как правило, работники жили в таких водобудках целыми семьями.
Самое необычное, что большинство из тех, кому в советскую бытность довелось обитать в водобудках, сегодня вспоминают столь романтическую часть своего прошлого с улыбкой, однако возвращаться к такой жизни они бы не хотели. Нередко в этих строениях жили вчерашние студенты, молодые семьи. Но с развитием прогресса и водоканальной системы города водобудки начали сносить и люди старались перебираться в жилье покомфортнее, как можно скорее. Сейчас в Коми таких помещений уже практически не осталось.
Героиня "Комсомольской правды" 68-летняя Раиса Григорьевна не привыкла изливать душу посторонним и потому категорически отказывается фотографироваться, неохотно рассказывает о себе и о своей личной жизни. В начале 80-ых приехала в столицу из небольшого посёлка, расположенного на юге Коми. Своего жилья в городе у неё не было. Работала в магазине, потом в больнице.
Сначала я жила в водобудке в местечке Париж, но когда там начали сносить частные дома, то перебралась сюда. Так и живу с 1988 года, — вспоминает Раиса Григорьевна.
Так выглядит водобудка после реставрации своими силами
Фото: Анастасия ПОЗДЕЕВА
В то время водобудка служила по своему прямому назначению: внутри постройки стоял колодец из которого выходила труба. Именно она и снабжала весь частный сектор — улицу Депутатскую, Тентюковскую и Депутатский переулки — водой. В 90-ых годах трубу отключили, а в десяти метрах от бывшего «водопоя» поставили водоразборную колонку. Само здание водобудки, принадлежащее городскому водоканалу, впоследствии было передано на баланс мэрии.
Маленький домик Раиса Григорьевна постепенно бережно обустраивает.
Своё единственное жилище пенсионерка старается поддерживать в хорошем состоянии: одноэтажный домик обшит сендвич-панелями, на крыше обновлён профнастил. В маленьком дворике аккуратно разбиты грядки. Верный соратник Раисы Григорьевны — пёс-дворянин Прошка. Он облаивает любого, кто приближается к жилью хозяйки.
Всё помещение вместе с тамбуром и санузлом — 17 кв.м., площадь единственной комнаты — 11 квадратов, — описывает свой нехитрый быт женщина. — Топлю дровами. В сильные холода бывает ветер задувает, но я включаю конвектор. Воду беру с колонки, благо, рядом.
В 2013 году администрация города уже пыталась выселить пенсионерку из единственного ее жилища, но женщина отстояла своё право на проживание здесь. А в 2017-м пенсионерка через суд смогла приватизировать это строение.
На свою жизнь бывшая хранительница воды жаловаться не привыкла. Но женщина не скрывает, что с удовольствием бы сменила водобудку на благоустроенное жильё.
В 1999 году я собрала все необходимые документы, и мэрия признала меня нуждающейся в улучшении жилищных условий. Сейчас в общей очереди на квартиру я не в первой тысяче, - откровенно отмечает жительница Сыктывкара. — При этом очередь медленно двигается, так что когда дойдёт мой черёд, и не знаю.
Как оказалось, такой случай в нашей республике далеко не единственный. Пенсионерка из посёлка Комсомольск-на-Печоре Евдокия Данилович уже несколько лет живёт... в бане! Парадоксально, но это личный выбор женщины. Как рассказал глава Троицко-Печорского района Алексей Целищев, старое жильё Евдокии Васильевны признано аварийным. Власти предлагали ей варианты решения проблемы, но женщине они не понравились. Она предпочитает отстаивать свои права одиночными пикетами перед окнами управы.
В 2017 году по заявлению Данилович был заключён договор социального найма на жилое помещение. Евдокия Васильевна туда не вселилась и продолжала жить в бане. Она говорила, что площадь жилья, предоставленного по договору социального найма на 2-3 квадратных метра, меньше площади прежней квартиры, также её не устроили предложенные условия, рассказал чиновник.
Местные власти предлагали пенсионерке отремонтировать предоставленное помещение, выбрать и написать заявление на другое жильё, встать на очередь на переселение из районов Крайнего Севера. Но и эти варианты ей не подошли.
Сейчас Евдокия Васильевна требует снести её прежний аварийный дом, на его месте построить новый и предоставить ей квартиру там. На данный момент оснований для предоставления жилья во внеочередном порядке для Евдокии Васильевны нет, — подытожили в администрации района.
Ситуацию прокомментировал наш юрист Александр Трифанов.
Фото: С личной страницы Александра
Действительно, на сегодняшний день о таких ситуациях услышать можно очень часто, когда гражданин России вынужден из-за отсутствия благоустроенного жилья проживать в помещениях, не предназначенных для этого, на самом деле это очень печально, однако людям нельзя боятся говорить "языком закона" и отстаивать свои права.
Общий порядок перевода нежилого помещения в жилое регламентирован ст. 23 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которой перевод должны осуществлять органы местного самоуправления. Если на соответствующий запрос гражданин получил от чиновников отказ, то он вправе обратиться в суд и там защищать своё право. Однако бывает и так, что есть решение суда, по которому на мэрию, администрацию района уже возложена обязанность предоставить благоустроенное жильё гражданину, а оно всё равно не предоставляется. При таком раскладе можно изменить способ исполнения решения суда, а именно затребовать не квартиру, а денежную компенсацию.