«Неправильный» автомобиль, покоривший мир: феномен нашей «девятки»
- 29 сентября 05:03
- Семён Слепаков
Для отечественного автопрома ВАЗ-2109 «Самара» стала не просто еще одной моделью, а настоящей вехой, обозначившей резкий поворот в проектировании легковых автомобилей. Эта машина, которую изначально встречали с недоверием, сумела не только завоевать любовь на родине, но и доказать свою состоятельность на международной арене, став одним из самых успешных экспортных продуктов советской автопромышленности.
Революция, встреченная в штыки
Когда в 1984 году началось серийное производство переднеприводной «восьмерки» — ВАЗ-2108 «Спутник», — это вызвало настоящий фурор, смешанный со скепсисом. Для многих автолюбителей, привыкших к классическим «Жигулям», все в этой машине было «неправильным»: и трехдверный кузов хэтчбек, и поперечное расположение двигателя, и передний привод, и непривычное поведение на дороге. Новаторская бесконтактная система зажигания часто выходила из строя, а неудобная схема включения передач иногда приводила к тому, что вместо первой скорости водитель включал заднюю, что становилось причиной аварий.
Однако, несмотря на «детские болезни», новинка привлекла внимание, в первую очередь, молодого поколения. Советский автопром редко баловал граждан столь смелыми и современными разработками. Динамические характеристики говорили сами за себя: разгон до «сотни» занимал около 15 секунд, что делало «восьмерку» быстрее самой престижной на тот момент «шестерки». Элегантный клиновидный кузов был не только стильным, но и практичным.
Расцвет эпохи: рождение «девятки»
Подлинный народный успех пришел к модели в 1987 году с появлением пятидверного хэтчбека ВАЗ-2109. «Девятка» мгновенно превратилась в самый модный и желанный автомобиль для советской молодежи, отобрав пальму первенства у консервативной «Волги», которая постепенно становилась автомобилем для старшего поколения.
Еще одним шагом вперед стал седан ВАЗ-21099, представленный в 1990 году. Его появление сопровождалось первым рестайлингом: исчез спорный «клюв» на передней части, изменились крылья. В обиход вошло выражение «длинное крыло», ставшее синонимом более совершенной и престижной модификации. В салоне появилась новая, «высокая» панель приборов, которая, впрочем, несмотря на солидный вид, часто становилась источником посторонних шумов, что породило целую культуру народных доработок.
Признание на мировой арене
«Самара» оказалась одной из самых успешных советских моделей на Западе. География ее продаж простиралась от стран Европы до Австралии, Канады и Чили. Придирчивые британские журналисты, хорошо знакомые с заднеприводными «Ладами», писали о «колоссальном прорыве», хотя и с иронией отмечали недостатки в качестве сборки. Несмотря на шутки, «Самару» сравнивали с западноевропейскими аналогами, такими как Ford Fiesta и Renault 5, отмечая ее конкурентоспособную цену.
Спрос был настолько высок, что часть машин подвергалась локальной доработке: устанавливались новые колеса, люки в крыше, а иногда и спортивные пластиковые обвесы. Однако к середине 1990-х экспортные продажи пошли на спад. Последней попыткой удержать зарубежного покупателя стала «Lada Samara Baltic», собиравшаяся в Финляндии на заводе Valmet Automotive. Но время «Самары» на внешнем рынке подошло к концу.
Наследие, которое осталось с нами
Производство «Самары-2» в лице ВАЗ-2115 началось в 1997 году. Хотя эти машины уже не поставлялись на Запад, они сохранили популярность на внутреннем рынке, став выбором для более консервативных автолюбителей. Сборка последних автомобилей этого семейства была завершена в 2013 году, однако и сегодня на дорогах можно встретить множество ухоженных «девяток».
История ВАЗ-2109 — это история «неправильного» автомобиля, который бросил вызов стереотипам и нашел свой путь к сердцам миллионов. Он стал настоящим техническим прорывом для своей эпохи, символом целого поколения и доказательством того, что отечественный автопром способен создавать по-настоящему innovative и востребованные автомобили.
По материалам дзен-канала "За рулем"
Рекомендуем также:
- С первыми заморозками кладу лист лавра на батарею — и живу без бед: вот что происходит — вся семья замечает разницу
- Не кофе, не какао и даже не цикорий: ученые назвали самый полезный напиток для нашего мозга
- Не приглашайте таких людей в свой дом, даже если это близкие родственники: цитата Харуки Мураками
- Помидоры в холодильнике не храню - соседка научила, как 2-3 месяца сохранить их свежими
- Что сразу выдаст глупую женщину? Запомните эту восточную мудрость
