Водительское удостоверение и возраст: Где проводят черту для автомобилистов?
- 13 ноября 11:00
- Анна Ефимова
С течением времени многие автолюбители задумываются: существует ли максимальный возраст для управления машиной? Когда наступает момент добровольно расстаться с рулём? Эта тема активно дебатируется в глобальном масштабе, и разные государства предлагают свои варианты решения. Каковы же правила в нашей стране? Офицер полиции прояснил актуальное законодательство и поделился информацией о международном опыте, который порой отличается особой строгостью.
Международный опыт: от ежегодных обследований до безусловного изъятия прав
Во многих странах мира к представителям старшего поколения за рулём применяют весьма жёсткие нормативы. По мнению законодателей, эти меры направлены на повышение уровня безопасности для всех участников дорожного движения.
-
Абсолютный запрет: В Саудовской Аравии, к примеру, установлено правило «стоп»: как только человек отмечает 75-летие, его водительское удостоверение автоматически прекращает своё действие. Никакие медицинские заключения или особые случаи здесь не рассматриваются.
Повышенные требования: В Турции автолюбителям преклонных лет необходимо посещать медицинскую комиссию не раз в десять лет, как это принято в России, а ежегодно. Эта достаточно обременительная процедура заставляет многих задуматься, оправдывают ли преимущества вождения связанные с ним хлопоты.
Регулярный мониторинг: В Объединённых Арабских Эмиратах и на Филиппинах условия ещё более суровы – проходить медосмотр требуется дважды в год. Сама необходимость столь частого посещения врачей становится для многих весомым аргументом в пользу добровольного отказа от управления автотранспортом.
Любопытно, что статистические данные не всегда подтверждают эффективность подобных ограничительных мер. Накопленный опыт и врождённая осторожность, характерные для зрелых людей, зачастую нивелируют некоторое снижение скорости реакции. Пожилые участники дорожного движения реже оказываются виновными в серьёзных авариях, вызванных лихачеством и сознательным пренебрежением ПДД.
Правовое поле в России
В противоположность некоторым зарубежным государствам, в Российской Федерации на сегодняшний день не установлено предельного возраста для вождения автомобиля. Дата рождения в паспорте сама по себе не считается формальным основанием для того, чтобы лишить гражданина права управления транспортным средством. Основным и единственным инструментом регулирования остаётся обязательное медицинское освидетельствование.
При обращении в медучреждение для продления действия водительского удостоверения, специалисты проводят комплексную оценку состояния здоровья. Если выявляются патологии, создающие угрозу безопасности на дороге (такие как тяжёлые сердечно-сосудистые заболевания, психические расстройства или существенная потеря зрения), в выдаче справки будет отказано.
При этом существует важный юридический нюанс: медицинские организации в обязательном порядке должны уведомлять подразделения Госавтоинспекции о пациентах, у которых обнаружены абсолютные противопоказания к вождению. Эта норма была введена для того, чтобы предотвратить ситуации, когда водитель, имеющий опасный диагноз, может скрыть этот факт от контролирующих органов.
Особое внимание в ходе осмотра уделяется остроте зрения. При его значительном ухудшении разрешение на управление транспортным средством, безусловно, не будет выдано. Однако если зрение успешно корректируется с помощью очков или контактных линз до установленных законом значений, вы без проблем получите новое удостоверение, в котором будет проставлена специальная пометка.
В 2023 году в Санкт-Петербурге действительно прозвучало предложение сократить период действия прав для автомобилистов старше 70 лет, однако инициатива не вышла за рамки предварительного обсуждения. Таким образом, на текущий момент в России управлять автомобилем можно в любом возрасте, при условии хорошего здоровья и своевременного прохождения всех необходимых медицинских процедур.
