Школьники будут учиться на год больше: учителя "потирают ручки", дети в ярости
- 16 ноября 11:00
- Анна Ефимова

От 11 к 12: зачем российским школам "лишний" год?
На горизонте российского образования маячит серьезное изменение – переход на 12-летнюю систему обучения. Хотя официальных заявлений пока нет, многие эксперты сходятся во мнении, что это вопрос времени. Никаких резких движений – речь идет об эволюционной трансформации, элементы которой мы уже сейчас наблюдаем.
"Нулевой" старт: реформа в действии
По сути, переход к 12-летке уже начался с внедрением предшкольных программ. В больших городах "нулевые" классы становятся нормой, где 5-6-летние дети постепенно адаптируются к школьной жизни. Например, в московских школах на этих занятиях дети играючи осваивают основы чтения и счета, что значительно облегчает их адаптацию к первому классу.
Главная проблема – неравномерное распределение возможностей. Если в столице созданы все условия для предшколы, то в сельской местности тысячи детей лишены этой возможности. Успех реформы во многом зависит от того, удастся ли обеспечить равный доступ к качественному дошкольному образованию для всех.
Учителя не останутся за бортом
Есть опасения, что переход на 12-летку приведет к сокращению учителей. Но это не так. Напротив, можно решить ряд проблем системы образования:
- Снизить нагрузку на преподавателей за счет более равномерного распределения программы
- Создать условия для более глубокой профилизации в старших классах
- Сохранить рабочие места для педагогов в регионах, где наблюдается демографический спад
В московской школе № 1540, где 12-летняя программа внедрена в качестве эксперимента, учителя отмечают возможность уделять больше времени каждому ученику, что повышает качество обучения.
Один год – большое дело
Россия остается в числе немногих стран Европы, где школьная программа длится 11 лет. В Германии, Франции, Великобритании и странах Скандинавии дети учатся 12-13 лет. Зачем нужен этот дополнительный год?
- Чтобы глубже изучить профильные предметы
- Для развития критического мышления и так называемых soft skills
- Для более осознанной профориентации
Дмитрий Фишбейн, директор Лицея НИУ ВШЭ, отмечает, что мировой опыт показывает: "Более продолжительное школьное образование позитивно влияет на качество подготовки абитуриентов".
Дорога к новой системе
Переход потребует серьезной подготовки. Эксперты выделяют 3 главных этапа:
-
Подготовка инфраструктуры (2025-2027)
- Разработка единых стандартов для "нулевых" классов
- Модернизация школ в небольших городах и селах
- Разработка новых учебных планов
-
Пилотный режим (2028-2030)
- Апробация новой системы в регионах с высоким уровнем образования
- Подготовка педагогов для работы с младшими школьниками
- Анализ результатов и корректировка программ
-
Поэтапное внедрение (с 2031)
- Постепенный переход всех регионов на новую систему
- Оценка качества образования
- Подготовка педагогических кадров
Особое внимание будет уделено синхронизации новой системы с системой высшего образования. Выпускники 12-летней школы смогут поступать в вузы в 18 лет, имея за плечами серьезную подготовку и более четкое представление о своей будущей профессии.
Министр просвещения Сергей Кравцов подчеркивает, что все изменения должны быть тщательно продуманы и поддержаны профессиональным сообществом. Реформа должна быть эволюционной, учитывать региональные особенности и мнение родителей, пишет источник РИА Новости.