Верховный суд РФ пояснил, кто будет виноват при ДТП с обочечником
- 27 ноября 10:27
- Анастасия Дмитриева

В стремлении сэкономить время в пробке некоторые водители прибегают к рискованной тактике — движению по обочине. Несмотря на прямой запрет ПДД и штраф в 1500 рублей по ч. 1 ст. 12.15 КоАП РФ, эта практика остается распространенной. Однако помимо финансовой ответственности, «обочечники» создают аварийные ситуации, вина в которых порой трактуется неоднозначно.
Правовой ликбез: кому и когда разрешено движение по обочине
Согласно Правилам дорожного движения, обочина не предназначена для сквозного движения автомобилей. Использовать ее можно только для остановки или стоянки, если это не запрещено знаками или разметкой.
Право на движение по обочине имеют:
-
Велосипедисты (старше 14 лет).
Водители мопедов.
Гужевые повозки и всадники (при условии, что не мешают пешеходам).
Отдельное правило обязывает водителей тихоходных транспортных средств на двухполосных дорогах съезжать на обочину, чтобы уступить дорогу более быстрым автомобилям.
Общественное порицание — еще один риск для нарушителей. Нередко дальнобойщики и другие водители сознательно блокируют обочину, не давая «умникам» проехать дальше.
ДТП с «обочечником»: кто виноват в двух ключевых ситуациях?
Юридическая оценка аварий с участием нарушителей, движущихся по обочине, часто вызывает споры. Разберем две типичные ситуации.
Ситуация 1: Перестроение из обочины в полосу
«Обочечник», решивший вернуться в поток, сталкивается с автомобилем, движущимся в правой полосе. Нарушитель может ссылаться на правило «помехи справа», требуя уступить ему дорогу.
Вердикт: Вина полностью лежит на водителе, двигавшемся по обочине. Правило «помехи справа» действует только при одновременном перестроении транспортных средств, находящихся в равных условиях. Тот, кто движется по своей полосе, имеет абсолютный приоритет над тем, кто перестраивается с обочины, являющейся не проезжей частью, а ее краем.
Ситуация 2: Выезд на главную дорогу с второстепенной
Эта история дошла до Верховного Суда РФ. Водитель, выезжая с второстепенной дороги на главную, не уступил дорогу автомобилю, который на высокой скорости двигался по обочине. Произошло столкновение. Изначально инспекторы ГИБДД признали вину обоюдной, а водителя, выезжавшего с второстепенной, оштрафовали на 500 рублей за то, что он не уступил дорогу транспортному средству, имеющему преимущество.
Вердикт Верховного Суда РФ: Высшая судебная инстанция отменила штраф. Суд постановил, что водитель, двигавшийся по обочине, не является участником движения, пользующимся преимущественным правом, поскольку находился не на проезжей части и сознательно нарушал ПДД. Таким образом, выезжающий с второстепенной дороги не должен был уступать ему дорогу.
Вывод: обочина — не полоса для обгона
Прецедент, созданный Верховным Судом, четко обозначил: движение по обочине не только наказуемо, но и лишает водителя преимущества на дороге. Это опасный маневр, который:
-
Создает угрозу для пешеходов и законно остановившихся автомобилей.
-
Поднимает пыль, ухудшая видимость для других водителей.
-
В случае ДТП с большой долей вероятности приведет к признанию вины «обочечника».
Экономия нескольких минут может обернуться крупным штрафом, серьезным ДТП и, как показала судебная практика, полной правовой незащищенностью, пишет Автовыбор.