Журналисты выяснили, можно ли побороть банковский спам
- 3 января 2020
- 0+
- Катерина Губкина
Некоторые предложения поступают от тех банков, чьими клиентами вы не являетесь
Часто ли вам приходилось сталкиваться с колл-центром от банка? А есть ли способ его побороть? Это выяснили в Комсомольской правде.
Заманчивое предложение может поступить в виде смс-сообщения от крупного банка. Но одной смс-кой не отделаться: начинаются назойливые звонки иногда в самый неподходящий момент. А иногда эти предложения поступают от банка, клиентом которого вы не являетесь. Откуда у них информация о вас?
Звонок в банк
Звоните по номеру банка, который указан в смс. Запросите фамилию сотрудника и его идентификационный номер. Если вам эту информацию не предоставили и сообщили, что это информационный центр, то узнайте, откуда у них ваше имя и номер телефона.
В группу банка интегрированы несколько других компаний, возможно, одной из них вы предоставляли данные. Может быть вы хотите воспользоваться нашим выгодным предложением? - такой ответ вы можете получить.
Если вы больше не хотите получать рассылку, то потребуйте удалить ваш номер из базы. Если ситуация повторится, то действуйте так.
Звонок оператору
Узнайте подробности в службе поддержки мобильного оператора. Вас могут заверить, что к вам больше не будут поступать спам-сообщения. Попробуйте запросить кредитную историю через бюро кредитных историй (это бесплатно). Тогда станет ясно, что назойливый банк запрашивает ее и выясняет вашу платежеспособность.
Письмо в банк
Можете написать письмо в банк и получить такой ответ:
Мы провели проверку и выяснили, что Ваши данные содержались в клиентской базе одной из компаний группы, которая была интегрирована в банк (дальше небольшая реклама того, насколько уникален и масштабен банк, «объединивший 20 кредитных организаций»).
К сожалению, установить, когда и каким образом Ваши данные оказались в базе, сейчас не представляется возможным.
Далее могут заверить, что все дезактивировано и звонков больше не будет. Но ситуация может вновь повториться.
Звонок в кредитное бюро
Задайте вопрос, почему банк, с которым у вас нет ничего общего, запрашивает вашу кредитную историю.
Если вы не давали банку на это согласие, то это нарушение закона. Вы можете написать заявление в наше бюро, через месяц получите ответ о том, есть ли у банка ваше согласие. Мы же данные предоставляем, так как имеем с банком договор.
Также вам могут посоветовать прийти в этот банк и написать заявление об отзыве запросов вашей кредитной истории. Но и тут гарантий нет.
В поисках потенциальных клиентов банки могут запрашивать данные в бюро кредитных историй и без ведома потенциальных заемщиков. А это административное правонарушение и повод подать иск в суд на кредитную организацию с требованием компенсации морального вреда, - говорит Вячеслав Максименко, руководитель партнерских программ инвестплатформы «Линейка».
Недобросовестные работники банков иногда продают или передают по знакомству базы данных клиентов. Но и сами заемщики нередко халатно относятся к своим персональным данным. Когда вы оставляете заявки на агрегаторах банковских или микрофинансовых займов, не глядя ставите галочки напротив согласия на обработку персональных данных. Но самого соглашения на обработку почти никто не читает. А там часто фигурирует пункт о том согласии на проверку в БКИ. Такой агрегатор передает информацию в банки, они проверяют заемщика и выдают предварительное решение. Не важно, взяли ли вы кредит или отказались от него, вам снова начинают звонить или присылать «фантастически выгодные предложения». Так будет продолжаться, пока не отзовете разрешение на обработку персональных данных. Лучше это сделать лично в офисе докучающего вам банка, - говорит Алексей Кричевский, эксперт Академии управления финансами и инвестициями.
Как объясняет руководитель аналитического агентства Сергей Половников, вас достают звонками и смс не банки, а кредитные брокеры, которую покупают базу данных на открытом рынке. Они стекаются с разных сайтов и компаний, которым вы предоставляли свои данные. Затем база попадает посредникам и начинаются звонки и смс с предложениями кредитов и т.д. Цель - получить от банка вознаграждение за приведенного клиента.
На такие смс никогда не надо отвечать. Как только вы перезвонили, в базе появляется галочка, что вы живой человек. А предложений станет больше.
Как бороться со спамом
- Установить программу для записи звонков и записать диалоги с банковскими работниками. Затем в устной форме потребовать добавить номер в стоп-лист, чтобы прекратить оповещения. Уместным будет напомнить про Федеральный Закон «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ, про Федеральный Закон «О рекламе» от 13.03.2006 №38-ФЗ и о статье 14.3 КоАП РФ «Нарушение законодательства о рекламе».
- Если звонки и сообщения не прекращаются, можно обратиться в правоохранительные органы и суд, а также отправить письменное обращение в Федеральную антимонопольную службу.
- Подключить блокировку спама. Мобильные операторы предлагают такую услугу за 30-45 руб. в месяц.
К сожалению, такие дела проигрывают в суде. Вам придется постараться доказать, что ваши права нарушаются, нанять юриста, подать массу запросов и заявлений, дождаться заседания. В лучшем случае, вы отсудите 2-3 тысячи рублей. Зато вы сможете оказаться в "черном списке" банка.