Высокий интеллект и любовь к сладкому: ученые назвали признаки будущего алкоголикаФото marde-rooz.com

За последние 20 лет люди стали больше пить

За последние 20 лет люди стали больше пить. И, считают ученые, эта тенденция будет только усиливаться. Однако соотношение трезвенников и людей с алкогольной зависимостью почти не изменится. Ведь чрезмерная любовь к спиртному определяется не только социальным окружением, но и индивидуальной предрасположенностью. А ее можно вычислить по нескольким неочевидным признакам, сообщает РИА "Новости".

Группа крови

Согласно исследованиям (правда, довольно давним), люди со второй группой крови больше подвержены алкогольной зависимости. По подсчетам ученых, в США в 1960-1980-х среди пациентов наркологических клиник почти у половины была именно эта группа. А вот с четвертой, наоборот, реже лечились от алкоголизма или состояли на учете у специалистов.

Однако у этого может быть и иное объяснение: всего у четырех процентов американцев четвертая группа крови, у 42-х — вторая. Кроме того, более поздние работы не выявили значимой связи между злоупотреблением спиртным и типом крови.

Правда, несколько лет назад шведские ученые установили, что люди со второй группой крови чаще болеют раком желудка. Возможно, это связано с их предрасположенностью к алкоголю и курению.

Горе от ума

В 2008 году ученые из Университета Глазго и Эдинбургского университета (Шотландия), в течение 30 лет наблюдавшие почти за восемью тысячами британцев, пришли к выводу, что алкогольной зависимости способствует высокий интеллект.

IQ добровольцев измерили в десятилетнем возрасте. А затем через десять, 20 и 30 лет подсчитали, как часто они злоупотребляют крепкими спиртными напитками. Оказалось, что проблемы с алкоголем больше характерны для взрослых, показавших в детстве высокий уровень интеллекта. Так, с ростом IQ на 15 единиц риск алкоголизма у мужчин увеличивался в 1,17 раза, а у женщин — в 1,38 раза.

Пять лет спустя похожие результаты получили финские исследователи, наблюдавшие за близнецами из трех тысяч семей. Выяснилось, что те, кто в детстве раньше других научился говорить, читать и писать, повзрослев, в среднем употребляют больше спиртного, чем их братья и сестры.

Правда, авторы работы отмечают, что дело скорее в социальном интеллекте — способности человека понимать поведение и настроение окружающих. Так, у близнецов, раньше освоивших речь, как правило, было больше друзей, в том числе увлекающихся выпивкой. В результате они чаще оказывались в компаниях, где приняты чрезмерные возлияния.

Однако британские исследователи, также обнаружившие корреляцию между IQ и тягой к спиртному, объясняют это законами эволюции. Среди животных самые умные особи чаще склонны к эволюционно новому поведению. А потребление алкоголя как раз к таковому и относится, ведь спиртное люди начали пить сравнительно недавно — например, пиво научились варить лишь восемь тысяч лет назад.

В тихом омуте

По данным сотрудников Института цитологии и генетики СО РАН и их немецких коллег, к алкогольной зависимости больше склонны спокойные, а не тревожные люди. К этому выводу ученые пришли после серии экспериментов на крысах. Одни животные были ручными, другие, наоборот, вели себя очень агрессивно по отношению к человеку.

Речь идет об уникальных линиях грызунов, выведенных российскими генетиками. На протяжении 80 поколений они отбирали животных на основе их реакции на людей. В прилежащем ядре мозга ручных крыс повышен уровень дофамина — гормона, создающего ощущение удовольствия. Учитывая, что этанол может искусственно влиять на его концентрацию в организме — за счет этого крепкие напитки снимают стресс, наблюдения за агрессивными и ручными грызунами позволили сделать некоторые умозаключения о причинах алкоголизма.

В течение нескольких дней грызунам предлагали на выбор воду и разбавленный спирт — двух-, пяти- и десятипроцентный. Тревожные и агрессивные грызуны предпочитали некрепкий алкоголь, а вот их спокойные сородичи — пяти- и десятипроцентный раствор этанола. Кроме того, после семидневного воздержания признаки алкогольной зависимости проявились именно у ручных крыс. А значит, чрезмерная любовь к спиртному может быть связана с пониженной тревожностью, а не наоборот, как считали ранее.

Любители сладкого и крепкого

У сладкоежек больше шансов стать алкоголиками, выяснили американские нейрофизиологи. Измеряя мозговую активность 16 здоровых добровольцев (средний возраст — 26 лет), ученые обратили внимание на то, что за любовь к сахару и этанолу отвечает одна и та же зона головной коры.

В ходе эксперимента его участники сначала пили подслащенную воду — в это время с помощью магнитно-резонансной томографии фиксировалась реакция мозга на сладкое. А затем отвечали на вопросы о том, как часто употребляют спиртное и в каких количествах.

Выяснилось, что стимуляция системы вознаграждения мозга подслащенной водой вызывала сильную реакцию у тех респондентов, которые слишком любили крепкие напитки.

Это согласуется с результатами ученых из Эксетерского университета (Великобритания). Они обнаружили вариант гена, который способствует повышенному потреблению сахара и алкоголя, а также высокому артериальному давлению. Это ген, отвечающий за выработку печеночного гормона FGF21. Он стимулирует поглощение глюкозы жировыми клетками и таким образом регулирует уровень сахара в крови. А кроме того, влияет на желание полакомиться сладким и употребить спиртное, воздействуя на гипоталамус.