Во время посещения сайта вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрик Яндекс Метрика, top.mail.ru, LiveInternet.

Ограничение на снятие наличных с 1 сентября. Когда банк может заблокировать операцию - и что делать в этом случае

Ограничение на снятие наличных с 1 сентября. Когда банк может заблокировать операцию - и что делать в этом случаеАвтор фото - Анна Ефимова

С 1 сентября 2025 года российским кредитным организациям будет предоставлено право устанавливать лимит на снятие наличных в банкоматах до 50 тысяч рублей в сутки, если транзакция вызовет у них сомнения

Разберемся вместе со специалистами, на кого распространятся новые правила, каким образом банки будут определять подозрительные операции и что делать, если банкомат отказывается выдавать деньги из-за ограничений на снятие.

Ограничения с 1 сентября 2025 года: суть нововведений

Предполагается, что новый федеральный закон № 41-ФЗ, вступающий в силу с 1 сентября 2025 года, направлен на защиту граждан России от злоумышленников и предотвращение краж денежных средств. Он дает банкам возможность ограничивать выдачу наличных через банкоматы суммой в 50 тысяч рублей в сутки.

Ограничения будут применяться выборочно: только в тех случаях, когда операция вызывает у банка вопросы.

Кроме того, законодательство допускает установление лимита на снятие наличных до 100 тысяч рублей в месяц для лиц, информация о которых содержится в базе данных Центробанка о мошеннических операциях. Как ранее отмечал глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков, эта мера нацелена на борьбу с дропперами — людьми, предоставляющими свои счета и карты для обналичивания украденных денег. Теперь банки будут обязаны проверять, не снимают ли их клиенты деньги с карт под влиянием мошенников и давали ли они вообще согласие на снятие средств. Иначе говоря, банк должен убедиться, что человек снимает наличные деньги для личных целей, а не под принуждением злоумышленников.

"Если банк заподозрит, что клиент стал жертвой мошенников, то банкомат заблокирует выдачу денег на сумму, превышающую 50 тысяч рублей, на 48 часов. Одновременно с блокировкой банк уведомит клиента о причине отклонения операции", — сообщила "Lenta.ru" директор по контенту и аналитике финансового маркетплейса "Выберу.ру" Ирина Андриевская.

Как банки будут выявлять сомнительные операции

Признаки подозрительных операций будут определяться на основе комплексного анализа, разработанного Центральным банком. Полный список этих признаков пока не опубликован регулятором, но, вероятно, он будет аналогичен тому, что используется для операций с переводами.

Основная цель такого анализа — защитить клиентов от мошеннических действий, а не блокировать карты и счета добросовестных граждан, поделился своим мнением с "Lenta.ru" заместитель начальника Управления информационной безопасности ББР Банка Александр Петровский. По его словам, к признакам подозрительной операции могут относиться:

  • снятие необычно крупной суммы денег, которая не соответствует обычной активности клиента банка;
  • необычное время или место снятия: например, если операция происходит в географической точке, где клиент обычно не находится (в другом городе или регионе). Или если деньги пытаются снять в очень позднее либо очень раннее время;
  • многократные попытки снятия наличных в банкомате, особенно после нескольких неправильных вводов PIN-кода;
  • операции, которые клиент совершает после звонков от неизвестных лиц, так как часто мошенники убеждают жертв совершить определенные действия.

Как теперь снимать деньги

Подтвердить операцию дистанционно

Окончательные механизмы подтверждения операций еще не установлены. Как сообщила "Lenta.ru" директор исследовательского центра "Аналитика. Бизнес. Право" Венера Шайдуллина, вероятно, они будут включать следующие способы:

  1. телефонное подтверждение при получении звонка из банка;
  2. дополнительное подтверждение операции через интерфейс банкомата;
  3. личное посещение отделения банка с предъявлением документов;
  4. использование биометрической идентификации;
  5. подтверждение через мобильное приложение банка.

Некоторые банки, например Сбербанк и ВТБ, уже сейчас применяют системы анализа операций для выявления подозрительных транзакций и могут запрашивать дополнительное подтверждение, если сочтут действия клиента сомнительными.

Кроме того, в новом законе прописано "правило второй руки" — банки смогут запрашивать подтверждение операции у родственника или доверенного лица своего клиента. Можно предположить, что снять деньги после блокировки будет возможно, если близкий человек подтвердит операцию, отметила Ирина Андриевская.

В то же время, многие люди вряд ли будут рады нарушению конфиденциальности в личных финансах и согласятся предоставить "второй руке" право решать, сколько собственных средств они могут снять.

Более того, не секрет, что мошенники часто "обрабатывают" свою жертву не один день и не пару суток, а в течение недель или месяцев, добавила эксперт. "Они могут убедить человека снять деньги уже после истечения срока блокировки или уговорить человека убедить доверенное лицо подтвердить транзакцию снятия наличных", — обратила внимание Ирина Андриевская.

Лично посетить банк

При необходимости в течение срока действия ограничения человек сможет получить наличные в отделении обслуживающего его банка, предъявив паспорт или другой документ, удостоверяющий личность.

Непосредственное обращение в банк является наиболее эффективным и безопасным способом решения проблемы, связанной с запретом на снятие наличных в банкомате.

Что делать, если вам ограничили снятие наличных

Если вы попытались снять деньги в банкомате, но операция была ограничена, Венера Шайдуллина рекомендует придерживаться следующего алгоритма:

  1. Свяжитесь с банком по телефону горячей линии. Объясните ситуацию и уточните причины ограничения.
  2. Если проблема не решается по телефону, посетите ближайшее отделение банка лично. При себе необходимо иметь паспорт и другие документы, удостоверяющие вашу личность.
  3. В отделении банка подтвердите сотруднику, что операция совершается вами добровольно и вы не находитесь под влиянием мошенников.
  4. При необходимости предоставьте дополнительные документы, подтверждающие цель использования снимаемых средств.
  5. Если проблема не решается на уровне банка, напишите официальную претензию и обратитесь с жалобой в Банк России через интернет-приемную. В крайнем случае можно обратиться в суд.

Последствия нового закона

Новый закон — это важный шаг в усилении защиты россиян от мошеннических действий и предотвращении утечек денежных средств, считают опрошенные "Lenta.ru" эксперты. Финансовые преступники становятся все более изобретательными, и этот закон призван создать новые, более эффективные барьеры на их пути, полагает Александр Петровский.

Однако после вступления новых правил в силу клиенты банков могут столкнуться с временными неудобствами — частыми блокировками операций и запросами на подтверждение снятия наличных, отмечают специалисты. "Банки станут блокировать снятие налево и направо, чтобы, не дай бог, не нарушить закон и снять ответственность с себя. Всех подозрительных, по их мнению, клиентов проще отправить в "черный список" ЦБ даже при малейших сомнениях, без долгих разбирательств", — пояснила Ирина Андриевская.

Тем не менее, власти в ближайшие годы продолжат совершенствовать механизмы защиты граждан от мошенников, опираясь на практический опыт. "Нам остается лишь надеяться, что для этой проблемы будет найдено наиболее оптимальное решение", — заключила специалист.

Рекомендуем также:

...

  • 0

Популярное

Последние новости