Во время посещения сайта вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрик Яндекс Метрика, top.mail.ru, LiveInternet.

Какие фамилии выдают потомков русских холопов: есть 1 интересный нюанс

Какие фамилии выдают потомков русских холопов: есть 1 интересный нюанснейросеть shedevrum

В древней Руси обладание фамилией было привилегией знатных родов – князей и бояр. Простолюдины же обходились прозвищами. После отмены крепостного права ситуация кардинально изменилась – фамилии стали повсеместным явлением. Но как они возникли? Попробуем разобраться.

Фамилии как знак отличия

До XIX века на Руси фамилии были признаком высокого статуса и принадлежали лишь представителям высших слоев общества: князьям, боярам, дворянам и состоятельным купцам. Крестьяне и прочие простые люди довольствовались именами и прозвищами, например, Иван, сын Петра, или Косой из-за дефекта зрения. Официальных документов не было, все держалось на устных договоренностях (согласно Этнографическому сборнику). Система крепостного права лишала миллионы людей возможности иметь полноценное именование. После реформы 1861 года, когда крепостные крестьяне были освобождены, перед властями встала задача учета населения, и возникла необходимость в массовом присвоении фамилий. Фамилии стали образовываться от отчеств, профессий, прозвищ, названий деревень и даже по именам бывших помещиков. Это целая веха в истории русских фамилий!

По отчеству: кто чей сын?

Наиболее простым способом было присвоение фамилии по имени отца. Так, Иван, сын Петра, получал фамилию Петров, а Сидор, сын Гаврилы, – Сидоров. Если имя отца оканчивалось на гласный звук, то добавлялся суффикс «-ин»: Илья – Ильин, Савва – Саввин. Как отмечает историк Наталья Пушкарева, такой способ записи крестьян использовался в метрических книгах для дифференциации однофамильцев (из работы Пушкаревой Н. «Русские имена»). Фамилии Иванов, Петров и Сидоров стали одними из самых распространенных в России и до сих пор занимают лидирующие позиции. Простое решение, оставившее глубокий след в истории. Это корни огромного числа людей!

По роду деятельности: наследие предков

Многие фамилии возникли на основе профессиональной деятельности предков. Кузнец становился Кузнецовым, портной – Портновым, пастух – Пастуховым, а священнослужитель – Поповым. Такие фамилии часто передавались по наследству, так как сыновья кузнецов продолжали дело отцов, и фамилия закреплялась за родом (согласно Журналу истории). Иногда профессия деда или прадеда определяла фамилию, даже если потомки выбирали другую сферу деятельности. Историк Сергей Громов подчеркивает, что «профессиональные» фамилии являются своеобразной памятью о крестьянском труде (Громов С., «Русские фамилии»). Кузнецовых и Портновых насчитываются миллионы. Работа, увековеченная в имени!

По прозвищу или месту жительства

В дофамильный период прозвища выполняли функцию фамилий. Человека, любящего яровые посевы, могли называть Яровым, и это прозвище становилось фамилией. Человека с бородой, похожей на козлиную, – Козловым. Сильного и крепкого человека – Медведевым. Прозвища «облагораживались» с помощью суффиксов «-ов», «-ев» и «-ин» (согласно Архивным данным этнографии). Другой простой способ – присвоение фамилии по названию деревни. Житель деревни Волково становился Волковым, а выходец из Бабушкино – Бабушкиным. Названия сел и рек также использовались для образования фамилий: Рязанцев, Новгородцев, Онегин (от названия реки Онега). Историк Иван Забелин отмечает, что такой подход упрощал процесс учета населения (Забелин И., «Быт русских»). Прозвища и названия сел – отражение жизни в фамилии!

По принадлежности к хозяину и путаница времен

Крепостным крестьянам нередко присваивали фамилию их помещика. Принадлежал Репниным – становился Репниным, служил Салтыковым – Салтыковым. Фамилии Волконский и Оболенский звучат аристократично, но часто указывают на крестьянское происхождение (согласно Русскому биографическому словарю). После 1861 года такие фамилии стали смешиваться с дворянскими. Кто-то из крестьян Оболенских разбогател, а кто-то из дворян обеднел. К XX веку по фамилии стало сложно определить происхождение человека. Историк Борис Миронов подчеркивает, что время внесло свои коррективы, но память о крепостном прошлом осталась (Миронов Б., «Социальная история»). Фамилия – это не приговор, а память. Как вы считаете, важны ли сегодня такие корни? Поделитесь своим мнением в комментариях!

...

  • 0

Популярное

Последние новости