Ухтинка помогает детям с аутизмом в Липецке
- 25 декабря 2019
- 0+
- Катерина Губкина
Женщина покинула Ухту в начале 2000-х
Аутист - ушедший в себя человек, или человек внутри себя. У страдающего подобным заболеванием почти отсутствуют жесты и речевое обращение к окружающим. Бывшая ухтинка Елена Семидубер помогает детям с аутизмом в Липецке. Подробнее о своей работе она рассказала LipetskMedia.
Елена Семидубер умеет два высших образования в области психологии. Родную Ухту она покинула в начале 2000-х годов. Здесь она долгое время жила и работала в центре помощи семье и детям при управлении соцзащиты населения.
В Липецке женщина начала карьеру в АНО "Мир детства". Здесь она попробовала работать с детьми, страдающими аутизмом. Позднее она создала свой центр "Мир детей и взрослых", в котором с 2010 года реализует проект "Время милосердия", где она помогает социально адаптироваться детям с расстройствами аутического спектра и членов их семей.
Ещё когда я работала психологом в «Мире детства», у нас появились первые близнецы-аутисты. На тот момент в Липецке с такой категорией детей практически никто не работал. Бедные родители просто не знали, куда им податься, и каким-то образом выходили на нас. Уже в 2009-м у нас обучались девять ребятишек с РАС, - рассказывает Елена.
Психотерапевт отметила, что в Липецке в 2019 году зарегистрированы уже 157 ребят, у которых аутизм.
Многие родители, воспитывающие детей с РАС, не встают на учёт только потому, что диагноз и инвалидность при этом заболевании оформляются у психиатра. Они полагают, что психиатрический диагноз буквально поставит «крест» на их детях и лишит будущего.
В штате елены работают 10 специалистов-логопедов, дефектологов, психологов и музыкальный работник. Ежегодно оказывается помощь 60-ти семьям, учитывая особенности развития каждого ребенка.
Для того чтобы ребёнок с РАС приобрёл статус «многофункциональный аутист» и смог со временем посещать общеобразовательные учреждения, процесс абилитации необходимо начинать в раннем дошкольном возрасте, пока не произошло закрепление неадекватных поведенческих и речевых навыков. Коррекционно-развивающий процесс индивидуален для каждого ребёнка с РАС, но всегда длителен – в среднем от 3 до 6 лет. При своевременной и правильно подобранной индивидуальной психолого-педагогической коррекции у 85 процентов детей с РАС к 8-9-летнему возрасту вполне возможно сформировать навыки, необходимые для посещения общеобразовательных учреждений.
Необычное поведение, иное восприятие зрительных, слуховых, тактильных сигналов, отсутствие или недоразвитие речи, несформированность понятийного аппарата, социально-приемлемых форм поведения - все это затрудняет посещение даже коррекционных образовательных заведений. И поэтому многие дети с аутизмом "выключаются" из системы полноценного образования.
Нам часто приходится буквально отстаивать своих подопечных. Мы вместе с родителями ходим на комиссии и успешно доказываем интеллектуальную сохранность ребёнка. За все годы существования центра у нас только один ребёнок попал в школу № 32, по XIII виду. Остальные социализируются.
По мнению Елены, половина случаев РАС происходит от медикаментозной интоксикации организма ребенка.
У детей с РАС основными проблемами считаются недоразвитие речи и проблемы с поведением. Практически у всех аутистов есть проблема со слухом – они плохо воспринимают техногенные шумы, резкие звуки вызывают у них болевые ощущения. То же со зрением, оно фрагментарное – аутисты не смотрят в глаза человеку, поскольку не видят лица, у них нет общей картины мира. Аутизм каждого ребёнка имеет свой почерк, поэтому и программа абилитации для каждого индивидуальна.
По мнению специалистов, ментальные нарушения нельзя вылечить медикаментозно, но можно облегчить некоторые симптомы. Тем не менее, занятия с психологами неплохо корректируют аутистические расстройства.
Елена считает, что с 2-3 лет заниматься с ребенком, то к школе он начнет понимать речь и сможет взаимодействовать с окружающим миром. В ее центре каждый воспитанник занимается по индивидуальной программе.
Я всегда советую родителям: хотите изменить поведение своего ребёнка – меняйтесь сами, работайте над собой. Поэтому много времени мы уделяем работе с родителями, разъясняем им, к примеру, что не нужно всё делать за ребёнка – он должен преодолевать трудности сам. В то же время папа и мама должны активно участвовать в реабилитации малыша.
С сентября 2019 года в групповые занятия с психологом внесены элементы канистерапии – собой формы абилитации и реабилитации, которая происходит с помощью общения с собакой. Замечено, что общение с животным вызывает у ребят положительные эмоции, избавляет от гнева, агрессии, злости, тревоги, рассеянности, недоверия. А также улучшает двигательные функции и моторику, развивает навыки общения, дружелюбия, что в конечном итоге улучшает физическое состояние ребёнка.
Кстати, проект Елены "Время милосердия" признан одной из лучших социально ориентированных практик, реализуемых некоммерческими организациями субъектами РФ.
С октября 2019 года Елена, используя часть средств президентского гранта, провела круглый стол на тему "Внедрение механизмов комплексной помощи семьям, воспитывающим детей с РАС", где участники подчеркнули, что совместная работа власти и социально-ориентированных НКО - важный ресурс взаимодействия с семьями, воспитывающих детей с аутизмом.
Елена искренне надеется, что к теме аутизма будет привлечено повышенное внимание общественности, что поможет преодолеть социальную изолированность детей с РАС, улучшить качество их жизни.
Конечно, точно поставить диагноз может только специалист, однако родители могут заподозрить патологию у своего ребёнка, если у него часто возникают следующие состояния.