«Надо спасать Россию». Как и с какой целью Ельцин обошел Горбачева и стал первым российским президентом 30 лет назад

«Надо спасать Россию». Как и с какой целью Ельцин обошел Горбачева и стал первым российским президентом 30 лет назадm.fishki.net

30 лет назад, 12 июня 1991 года, Россия впервые выбрала себе президента. Им, при поддержке кандидата в вице-президенты, боевого летчика-«афганца», Героя Советского Союза, лидера группы «Коммунисты за демократию», был всенародно избран Борис Ельцин

Введение поста президента России было одобрено гражданами республики на мартовском референдуме — одновременно с голосованием за сохранение Советского Союза. Таким образом, россияне проголосовали за принципиальное обновление советского государства — за добровольное объединение суверенных, полновластных государств.

В тот момент большую популярность и обрел тот самый мужчина - Борис Ельцин — один из тех политических лидеров, кто до конца боролся за сохранение такого — современного, гибкого и более жизнеспособного — союза. Несмотря на упрямое и даже ожесточенное сопротивление союзного центра, включая Кремль и Лубянку. Однако эту его деятельсность признают далеко не все жители России.

Выход из состояния застоя

Источник рассказывает о том, что полноценно проследить путь Бориса Ельцина к избранию первым президентом России можно, если вернуться к октябрю 1987 года. Тогда на Пленуме ЦК КПСС он, первый секретарь Московского горкома КПСС, прямо заявил о том, что Перестройка, начатая генеральным секретарем ЦК Михаилом Горбачевым весной 1985-го, буксует, вместо напора и «революционного духа» — славословия в адрес генсека, и у людей «пропадает вера в Перестройку» и вера в светлое будущее государства.

Марина Молдавская / Znak.com

Горбачева возмутила не столько критика строя и его политических действий, ранее Ельцин уже разоблачая бюрократизм и инертность «приспособленцев с партийным билетом», номенклатурные привилегии и социальную несправедливость. На этот раз главное прегрешение Ельцина в том, что он смазал обсуждение горбачевского доклада, посвященного предстоящему 70-летию Октября, потерял субординацию. Конфликт привел к полной отставке Ельцина.

Почти полная изоляция, запрет на упоминания в официальных советских СМИ, постоянная слежка и прослушка телефонных разговоров Комитетом госбезопасности. Быть может, самые тяжелые дни в моей жизни, — вспоминал Борис Николаевич.

Конкуренции с Ельциным Горбачев не опасался: в его глазах поверженный бунтарь не был серьезным соперником, поэтому "давить" политика не стали, однако у тогдашних правителей и мыслей быть не могло, к чему привеет бунтарство Бориса Николаевича.

По всей стране уже перепечатывали интервью Ельцина латвийским газетам «Юрмала» и «Советская молодежь». «Руководитель Агропрома, которому на дом привозят изысканные продукты, никогда грудью не пойдет на борьбу за Продовольственную программу. Для него она уже давно решена», — чеканил Ельцин в интервью. К нему допускают и иностранных корреспондентов, ему позволяют выступить перед слушателями Высшей комсомольской школы, на его имя поступают сотни писем с поддержкой.

А работа Горбачева в этот момент все больше давала сбои...Марина Молдавская / Znak.com

И однажды Михаил Горбачев поступил очень опрометчиво, заложив под монополию Компартии мину, которая рванет в 1990 году отменой пресловутой 6-й статьи Конституции, закреплявшей за КПСС стержневую функцию «руководящей и направляющей силы советского общества, ядра его политической системы». Опальный Ельцин сыграл в этом немаловажную роль, Горбачев это понимал и об этом помнил.

Снова в большой политике

С каждым днем электорат Ельцина увеличивался. Поверив в себя, Борис Николаевич идет на выборы народных депутатов СССР от самого главного и крупного московского округа. Москвичи толпами ломятся на встречи с ним, в его защиту и поддержку собираются многотысячные митинги, на предприятиях создаются комитеты в его поддержку. Лозунг дня в столице — «Борись, Борис!».

Результат Ельцина ошеломителен: свои голоса ему отдают порядка 90% проголосовавших москвичей (явка на выборы — тоже около 90%), более 5 млн человек — и беспартийных, и коммунистов.

Марина Молдавская / Znak.com

Капитализм-залог успеха

В сентябре 1989 года произошло событие, которое определило его дальнейшие шаги. Борис Ельцин впервые отправляется в США. Там он встречается с президентом Джорджем Бушем и Рональдом Рейганом, с представителями политической и деловой элиты, выступает на телевидении и в университетах. И именно там советский политик осознат всю "прелесть" капитализма.

Борис Ельцин и Джордж БушБорис Ельцин и Джордж БушCNP / AdMedia / Global Look Press

Московский гость испытал настоящий «культурный шок». Выступили слезы. Обхватив голову руками, он повторял: «Что они сделали с нашим бедным народом?» «У Ельцина окончательно рухнула в его большевистском сознании последняя подпорка», — свидетельствовал Лев Суханов, сопровождавший шефа в поездке по Америке. А тем временем в «братской семье» советских республик становится все неуютнее.

Борис Ельцин одним из первых осознает: спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Политик был уверен, что программа Рыжкова не справится с надвигающейся катастрофой, значит, проблемы нужно решать без оглядки на союзное правительство, самостоятельно, в рамках РСФСР, ее собственными силами и ресурсами. А следовательно — брать власть.

Ельцин постоянно подчеркивает: он — за сохранение Союза, но в обновленном виде. Побеждает Борис Николаевич легко, с 85-процентным результатом.

Не СССР, а Российская Федерация

12 июня 1990 года российские депутаты — и ельцинисты, и коммунисты — приняли Декларацию о государственном суверенитете РСФСР. Ее основные идеи Борис Ельцин выразил, баллотируясь в председатели Верховного Совета. Проще говоря, Декларация о государственном суверенитете перевернула механизм взаимоотношений республики с Центром: из послушного исполнителя его воли, из безропотного донора Россия превращалась в самодостаточного и самостоятельного «заказчика» союзных услуг.

Вслед за Россией Декларации о суверенитете принимают Молдавия, Украина, Узбекистан, Белоруссия, Туркмения, Армения, Таджикистан, Казахстан. Программа правительства Николая Рыжкова становится невыполнимой еще и потому, что не согласована с республиками в их новом качестве. Сначала республики находились в заложниках у неторопливого Центра, теперь же он драматически не поспевает за взрослеющим самосознанием республик.

Тем временем рубль неуклонно дешевеет, производители придерживают товар и переходят на бартер и в «тень», золотовалютные запасы стремительно сокращаются, и у государства нет денег на закупку импорта, наступает товарный голод.

Мясо, масло, мука, макароны, сахар, мыло, стиральный порошок — все по талонам, которые еще пойди отоварь. Перебои даже с хлебом. Вспыхивают табачные и винные бунты. В Челябинске разъяренная толпа разгромила здание райисполкома.

И здесь Горбачев (вероятно, под влиянием Рыжкова) неожиданно сдает назад: он, как и его премьер, дорожит социализмом и боится политических последствий обвального повышения цен. А главное — против децентрализации и ослабления экономической и, следовательно, политической роли и власти союзного Центра, то есть своей. Президент СССР мечется между объективной необходимостью и личными пристрастиями и амбициями и в конце концов распоряжается объединить обе программы, но ничего путного из этого, естественно, не выходит. 

В конце года в связи с инфарктом Николай Рыжков все же уходит с поста председателя союзного правительства, а Михаил Горбачев окружает себя будущими членами ГКЧП.

В январе 1991 года в столицы непокорных прибалтийских республик, Вильнюс и Ригу, вводят спецназ, гибнет два десятка граждан. Таллин ожидает штурма с минуты на минуту. Борис Ельцин сначала мчится туда, чтобы подписать с прибалтийскими республиками договор о взаимном признании суверенитета, затем обращается к русским солдатам: не стреляйте! А на следующий день в прямом телеэфире впервые выдвигает требование отставки Горбачева. Ответом стала — «генеральная репетиция» августовского путча ГКЧП. 

Борис Ельцин прибегает к проверенной защите — взывает к массам своих сторонников. Невзирая на запреты, митинги в Москве собирают до полумиллиона участников. Депутаты, съехавшиеся в Москву, бросают вызов Кремлю, отказываясь открывать съезд под прицелами военной техники. Недвусмысленная реакция, осуждающая применение силы, поступает Горбачеву из Вашингтона. Войска выводят из столицы. На референдуме 17 марта Ельцин выносит вопрос о введении поста президента РСФСР и получает 70% голосов избирателей.

Марина Молдавская / Znak.com

Горбачев совершает очередной разворот и проявляет готовность к заключению нового Союзного договора, в конечном счете — на условиях республик — суверенных государств, которые делят между собой союзную собственность и распоряжаются доходами от ее эксплуатации. Союзному центру — вновь избранным президенту и парламенту, которые функционируют на отчисления республик — остается координация единого экономического пространства, общая оборонная, внешняя политика и госбезопасность.

«Новоогаревский процесс» подготовки договора (по названию резиденции президента СССР, где идут переговоры) открывается в апреле и завершается в конце июля (подписание договора сорвет выступление ГКЧП). К этому времени Борис Ельцин — первый всенародно избранный президент России: в связке с Александром Руцким он заручился поддержкой 57% проголосовавших избирателей. Идея привлечь Руцкого полностью оправдала себя: коммунист-демократ Александр Владимирович перетянул на сторону Ельцина немало «людей в погонах», ветеранов, сомневающихся партийцев.

Борис Ельцин — в начале своего пути к полновластию: ему еще предстоит разогнать свой Верховный Совет и провести через референдум суперпрезидентскую Конституцию. Михаил Горбачев, испугавшийся всенародных выборов и получивший президентскую власть из рук депутатов, — политик, сдавший свои идеалы ради «остатков былого величия». Один стремился к компромиссам, петлял и заплутал. Другой развивался линейно и поступал целеустремленно.

Мнения разделились

С этого момента в нашем государстве начинается новая эпоха. Которую характеризуют все люди по-разному. К примеру, большинство читателей нашей группы к политику относятся негативно:

 

 

Каждый может высказывать про политика свое мнение. Кто-то критикует политику того времени, кто-то боготворит, но это история нашего государства, и ничего с этим не поделать...

...

  • 0

Популярное

Последние новости